Главное Все новости Фото Полная версия |
Москва. 6 июня. INTERFAX.RU - Верховный суд России отменил решения нижестоящих судов, которые взыскали с ООО "Машсервис" компенсацию за нарушение исключительных прав на товарные знаки ООО "Челябинский тракторный завод - Уралтрак" (ЧТЗ), находившиеся на изображениях техники на сайте ответчика.
Как сказано в определении судебной коллегии по экономическим спорам (СКЭС) Верховного суда, нельзя препятствовать рекламе оригинальной продукции, иначе правообладатель незаконно получит выгоду дважды.
Разбирательство началось осенью 2023 года. ЧТЗ пытался вообще заблокировать возможность представления своей продукции "Машсервисом". Поданный в Арбитражный суд Челябинской области иск содержал требования запретить ответчику использовать товарные знаки завода, в том числе размещение на информационных ресурсах, предложение к продаже, продажу и иное введение в гражданский оборот товаров, выполнение работ, а также взыскать 10 млн рублей компенсации за нарушение исключительных прав на бренды. Иск был обоснован тем, что "Машсервис" нарушил упомянутые права, размещая в интернете на своем сайте фотографии техники, "однородной" с выпускаемой ЧТЗ, с использованием товарных знаков завода.
С точки зрения юриспруденции в фокусе спора было применение статьи 1487 ГК об исчерпании исключительного права на товарный знак. Она устанавливает, что не является нарушением использование этого бренда другими лицами в отношении товаров, которые были проданы или иным способом введены в гражданский оборот на территории России непосредственно правообладателем или с его согласия.
Позиция "Машсервиса" заключалась в том, что на его действия норма об исчерпании распространяется. Юристы компании обосновывали это тем, у нее есть договор на продажу техники ЧТЗ и запчастей к ней, заключенный с официальным дилером завода - ООО ТД "Вигма", поэтому она может размещать на своем сайте ее брендированные изображения, предлагая данную продукцию к продаже. Это фотографии именно оригинальной, а не контрафактной техники, которую изначально производит и реализует предприятие, поэтому надо применить статью 1487 ГК и не вести речи о нарушениях - в этом была позиция ответчика.
Представители ЧТЗ настаивали, что об исчерпании права речи не идет, так как в адрес именно "Машсервиса" готовая техника не отгружалась. "Согласно письменному ответу торгового дома имелась поставка запасных частей, отгрузок товара по этому договору не было", - говорится в материалах дела.
"Машсервис" не спорил, но отмечал, что этот факт не имеет значения. "Реальные товары в распоряжении общества отсутствовали, могли быть приобретены только по запросу покупателей после оформления соответствующего заказа", - говорится в материалах дела.
Требования в первой инстанции были удовлетворены только в части компенсации, которая оказалась в 100 раз меньше запрошенной, но более важной частью разбирательства стал вопрос наличия или отсутствия нарушения в принципе.
Апелляционный суд сделал выводы о том, что само по себе наличие договорных отношений между "Машсервисом" и торговым домом ЧТЗ при отсутствии отгрузки не свидетельствует о фактической поставке товара, в реальности их не было, а раз так, то заявление ответчика об оригинальном происхождении продукции не обеспечено доказательствами, и, значит, ответчик незаконно использует товарные знаки в интернете "с целью предложения к продаже однородных товаров". Суд по интеллектуальным правам поддержал выводы нижестоящих инстанций и от себя добавил, что ответчик создает "угрозу смешения в гражданском обороте восприятия потребителями спорной продукции в качестве продукции истца".
ВС не согласился с таким подходом. "Суды, ограничившись формальным обстоятельством непредставления ответчиком доказательств приобретения им предлагаемых в сети "Интернет" товаров у официального дилера правообладателя, не учли, что в рассматриваемой ситуации на ответчика не могла быть возложена обязанность по представлению доказательств, которые он объективно не мог представить", - говорится в опубликованном определении.
Затем СКЭС ВС сформулировала ключевой вывод из рассмотрения спора: "По смыслу [упомянутой] статьи (...) правообладатель не может препятствовать использованию товарного знака применительно к тем же товарам, которые введены в гражданский оборот им самим либо с его согласия (то есть он не может осуществлять свое право дважды в отношении одних и тех же товаров, поставляемых на рынок)", - говорится в опубликованном определении.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Главное | Все новости | Фото | ||||
Полная версия сайта |
Copyright © 1991-2025 Interfax. Все права защищены.
Условия использования информации Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса. Сайт m.interfax.ru (далее – сайт) использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь на сбор и последующую обработку файлов cookie. Дизайн – Motka.ru
|