20 июня 2025 года, 10:00

Константин Чуйченко: реализация наших инициатив повысит инвестиционную привлекательность РФ для иностранных предпринимателей


Министр юстиции рассказал о внедряемых электронных сервисах, которые должны сделать правосудие понятным и удобным для граждан и бизнеса

Москва. 20 июня. INTERFAX.RU - Министр юстиции Константин Чуйченко рассказал "Интерфаксу" на полях Петербургского международного экономического форума о работе на приоритетных направлениях ведомства, цифровизации и ожидаемых нововведениях.

- Константин Анатольевич, на протяжении нескольких лет на самых разных площадках обсуждается создание реестровой модели исполнительного производства. Как сейчас продвигается работа в этом направлении? Есть какие-то подвижки?

- Работа в этом направлении ведется Минюстом России с 2022 года совместно с Минцифры России, ФССП России, Казначейством России и иными заинтересованными органами исполнительной власти. Создана межведомственная рабочая группа, утверждена "дорожная карта" реализации реестровой модели принудительного исполнения. В настоящее время в целях перехода к реестровой модели подготовлены изменения в 9 кодексов и 15 федеральных законов.

Важно отметить, что современная система исполнения судебных актов характеризуется децентрализацией и фрагментацией информации. Документальное оформление, пересылка или передача исполнительных документов, проверка их подлинности требуют больших усилий и занимают много времени.

Переход к реестровой модели решит обозначенные проблемы и позволит собрать всю необходимую информацию об исполнительных документах, подлежащих исполнению, в единую электронную базу данных. В ближайшее время планируем разместить соответствующие законопроекты для общественного обсуждения.

- Расскажите подробнее о законопроекте и о реестре? Что будет в нем, как он будет работать?

- Законопроектом предусматривается создание Единого государственного реестра исполнительных документов, который будет представлять собой государственный электронный информационный ресурс. Формирование и ведение реестра будет осуществляться в удобном, автоматическом режиме.

- Соответственно новый реестр значительно облегчит работу?

- Безусловно, ведь действующие в настоящее время методы оформления исполнительных документов подразумевают значительное количество документации на бумаге, которую необходимо проверять, хранить и передавать. Важнейшая особенность реестровой модели – применение технологий автоматической обработки данных и принятие решений на основе анализа ситуации.

Многие виды исполнительных документов, например, такие распространенные как о взыскании задолженности по кредитам, смогут исполняться автоматически.

Предъявление каждого исполнительного документа к исполнению будет фиксироваться в реестре исполнительных документов, что позволит осуществлять мониторинг процесса исполнения всеми заинтересованными сторонами.

Доступ к данным, содержащимся в реестре исполнительных документов, будет обеспечиваться мгновенно и надежно, исключая потери или задержки. Данные при этом будут всегда точными и актуальными.

- Реестр будет публичным и открытым?

- В отличие от банка данных исполнительных производств, размещенного на сайте ФССП России, доступ к сведениям, содержащимся в реестре исполнительных документов будет предоставляться ограниченному законом кругу лиц, участвующих в процессе исполнения конкретного исполнительного документа, что будет способствовать обеспечению защиты информации, доступ к которой ограничен.

- Давайте еще немного поговорим про цифровизацию? Минюст выступил инициатором цифровизации и унификации отчетности некоммерческого сектора. На какой стадии сейчас находится эта инициатива? Ощутили ли эти изменения НКО на данный момент?

- Работа в этом направлении действительно была инициирована нами, в дальнейшем к ней подключились Росстат и Минэкономразвития. За что благодарим коллег, за их открытость к диалогу и оперативность

Унифицированная форма упростит административные процессы. Может показаться, что одна административная процедура сменится на другую. Это не совсем так. Вместо семи форм – одна, вместо двух органов – один. И все это в электронном виде.

В настоящий момент законопроект об унифицированной форме рассматривается в Государственной Думе и единогласно принят в первом чтении. Унификация формы послужила предпосылкой для создания полноценной единой цифровой платформы, Портала, позволяющего НКО быстро и эффективно исполнять предусмотренные законодательством обязанности по предоставлению информации о своей деятельности. Кроме того, благодаря использованию Портала повышается уровень прозрачности деятельности НКО, доступности информации о такой деятельности и защищенности их данных.

- Все нововведения Портала уже доступны для НКО?

- В 2024 году прошла апробация Портала, в которой приняли участие 950 НКО, отобранных совместно с Советом при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Общественной Палатой. Поступившие в ходе апробации жалобы и предложения организаций по работе с Порталом отработаны.

Портал был запущен в январе текущего года, а 1 апреля был крайний срок размещения уставов, а 15 апреля самой отчетности. На настоящий момент на портале опубликовано порядка 119 747 отчетов от 70 618 НКО, с учетом сохранения возможности представлять отчеты на бумажном носителе.

Резюмируя все это, можно сказать, что наша инициатива направлена лишь на упрощение процедур, облегчение доступа к информации и повышение уровня прозрачности. В части отчетности все действия и так осуществлялись, но на бумаге и в нескольких формах, а сейчас одна и в электронной форме, которая доступна даже на смартфоне.

Также НКО по своему усмотрению имеют возможность разместить информацию о реализуемых ими мероприятиях, благотворительных программах и собираемых пожертвованиях.

- В 2022 году Минюстом создана информационная система "Правовая помощь", к которой были подключены участники бесплатной юридической помощи десяти пилотных регионов. Планируется ли дальнейшее расширение системы? Если да, то когда ждать ее полный запуск?

- Общий объем бесплатной юридической помощи, оказанной с использованием информационной системы "Правовая помощь" в 10 пилотных регионах, по состоянию на сегодняшний день превышает 140 тысяч случаев.

Ввод федеральной государственной информационной системы в промышленную эксплуатацию с получением всех необходимых аттестатов должен быть обеспечен до 1 октября 2025 года во всех регионах страны.

Кроме того, Минюстом России совместно с Минцифры России и Аналитическим центром при правительстве в рамках федерального проекта "Государство для людей" осуществляется проработка функциональных и технических требований к системе, а также порядок реализации на ЕПГУ жизненной ситуации "Получение бесплатной юридической помощи".

- Вы не раз говорили о важности цифровизации процессуального законодательства. В каком направлении движется ведомство в этой сфере?

- Хочется отметить, что актуальность внедрения в судопроизводство современных технологий очевидна. Цифровизация правосудия позволяет повысить его доступность, существенно сократить издержки, обеспечить открытость и гласность процесса, повысить доверие граждан к институтам государственной власти. Использование электронных сервисов способно значительно ускорить процесс судопроизводства, сократить нагрузку на аппарат суда, а главное – сделать правосудие понятным и удобным для граждан и бизнеса.

Несколько месяцев назад президентом подписаны разработанные Минюстом России федеральные законы, направленные на цифровизацию производства по делам об административных правонарушениях. В КоАП закрепляется возможность изготовления и обмена любыми процессуальными документами в электронном виде, а также основания для дистанционного участия в производстве по делу об административном правонарушении не только в судах, но и в иных государственных органах.

Для удобства граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей расширяется перечень "каналов" обмена документами, изготовленными в электронном виде. При этом за участниками производства по делу сохраняется право подавать документы на бумажном носителе, получать извещения почтой и лично участвовать в его рассмотрении.

Эти изменения вступают в силу с 1 июля 2025 г.

- Константин Анатольевич, учитывая, что мы общаемся с Вами в рамках ПМЭФ, хотелось бы затронуть вопросы о связи экономики и права. Ровно месяц назад в этих же стенах проходил Петербургский международный юридический форум. В целом, если посмотреть на всю архитектуру юридического форума, можно обратить внимание на то, что значительное число его тем сформулированы на стыке экономики и права. Такую же тенденцию можно наблюдать в архитектуре экономического форума. С чем это связано?

- Мы понимаем, что в этом нет ничего случайного, так как эти две области знаний исторически неразрывно связаны с друг другом. Вопросы соотношения экономики и права, их взаимного влияния исследовались многими учеными и практиками. Целые направления научной мысли посвящены этим вопросам. Роль права как регулятора и его влияние на экономику очевидна. При этом такого рода влияние может быть, как позитивным – оформляющим новые экономические отношения и уклады, создающим условия для их развития и охраны, так и наоборот – негативным, блокирующим их естественное развитие. Предсказуемость и эффективность правовой системы – это понятные правила и сроки разрешения споров, единообразие правоприменительной практики, наличие эффективных механизмов исполнения судебных решений и возможность принятия обеспечительных мер, компетентное судебное представительство, развитость альтернативных способов разрешения споров, таких как третейское разбирательство и медиация.

- Министерство юстиции сегодня занимается целым рядом проектов, которые должны оказать непосредственное влияние на развитие комфортной правовой среды для разрешения споров. Назовите на ваш взгляд основные направления.

- В первую очередь хотелось бы выделить институт третейского разбирательства. За прошедшее с момента реформы данного института десятилетие в России созданы благоприятные условия для развития независимого и профессионального института арбитража, построена прочная система постоянно действующих арбитражных учреждений и их региональных отделений.

Несмотря на сложившуюся сложную геополитическую обстановку и давление, оказываемое на нашу страну, динамика развития отечественного арбитража демонстрирует устойчивый рост заинтересованности российского и зарубежного предпринимательского сообщества в таком способе разрешения споров.

Большой интерес к российскому арбитражу проявляют страны Ближнего Востока. Так, в рамках Петербургского международного юридического форума состоялось открытое заседание Совета по совершенствованию третейского разбирательства, в ходе которого рассматривалась заявка Каирского регионального центра международного коммерческого арбитража о предоставлении права на администрирование споров на территории России. Заявка была рассмотрена положительно, в начале июня мы издали соответствующее распоряжение.

За прошлый год число споров, передаваемых в российские арбитражные учреждения, увеличилось на 30%, что практически в шесть раз превышает показатели первых постреформеных лет. Например, в 2017 году переданных в РФ споров насчитывалось чуть более 500, а в 2024 году уже около 3 тыс. Что немаловажно, сторонами таких споров стали компании более чем из пятидесяти пяти иностранных государств.

Другим перспективным и активно развивающимся способом урегулирования споров и разрешения конфликтов является институт медиации, сфера применения которого интенсивно расширяется, зачастую опережая существующее нормативное регулирование.

Принятый в 2010 году федеральный закон создал правовую основу для урегулирования с помощью процедуры медиации споров, возникающих из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Тем не менее за прошедшие с момента его принятия годы такая процедура не получила должного распространения и востребованности.

Министерство ведет работу по подготовке законопроекта, который предусматривает доработку действующих механизмов саморегулирования в сфере медиации с целью установления единых стандартов и этических правил, осуществление деятельности медиаторов только на профессиональной основе, а также определение органа государственной власти, уполномоченного на выработку государственной политики в данной сфере.

- Оживленные дискуссии ведутся в рамках работы по возможной реформе судебного представительства. Встают вопросы о качестве судебного представительства и о значительном количестве мошенников в этой сфере. Когда стартует реформа?

- Безусловно, квалификация судебных представителей влияет не только на эффективность работы государственной судебной системы, но и формирует ее образ в глазах субъектов предпринимательской деятельности и граждан. Здесь есть немало проблем. Это обусловлено тем, что в сегменте оказания юридической помощи нет единых требований к лицам, которые предоставляют эти услуги, единых стандартов, этических и дисциплинарных правил, а также в целом каких-либо механизмов контроля. Для того чтобы попасть в суд и вести в качестве представителя любое гражданское дело достаточно диплома о высшем юридическим образовании.

Мы неоднократно обсуждали этот вопрос с бизнесом и профессиональным сообществом и пришли к выводу, что оптимальной платформой для объединения профессиональных судебных представителей является институт адвокатуры. Адвокатура обладает всеми необходимыми для этого качествами: сформированной инфраструктурой, фильтрами на вход в профессию, выверенными сводами этических норм и профессиональных стандартов, а также наработанной годами практикой их фактического применения.

- Минюстом в конце 2024 года были подготовлены предложения о разработке проекта федерального закона, направленного на развитие адвокатуры и на ее основе судебного представительства. Какова судьба этого законопроекта?

- В мае этого года правительством было дано поручение разработать соответствующий законопроект и представить его в срок до 31 июля. Сейчас мы ведем работу над текстом законопроекта и его согласованием.

Предполагается, что представительство в судах по общему правилу будет осуществляться главным образом адвокатами. Такое решение позволит избежать создания параллельных регуляторных режимов, минимизировать затраты бюджетных средств и поспособствует переходу добросовестных практикующих юристов в адвокатуру. При этом нововведения не затронут штатных юристов организаций, близких родственников граждан, арбитражных управляющих, патентных поверенных и ряд иных субъектов, чья деятельность регулируется специальным законодательством.

Нужно отметить, что такие предложения нашли поддержку у заинтересованных федеральных органов государственной власти, а также концептуально поддержаны Верховным Судом Российской Федерации.

Уверен, что реализация всех указанных инициатив будет иметь ощутимые положительные эффекты как для российской экономики и отечественного бизнеса, так и повысит ее инвестиционную привлекательность для иностранных предпринимателей, которые заинтересованы в ведении бизнеса в России.

Telegram Twitter ВКонтакте WhatsApp Viber E-mail


Читать все новости  



    Главное Все новости Фото    
Полная версия сайта