07 ноября 2025 года, 17:36

ЦБ зафиксировал рост числа жалоб на необоснованные блокировки банковских счетов

Москва. 7 ноября. INTERFAX.RU - ЦБ РФ отмечает рост числа жалоб на необоснованные блокировки банковских счетов, работает над улучшением обмена данными с кредитными организациями, сообщил регулятор в своем телеграм-канале.

"Мы действительно видим рост жалоб по необоснованным блокировкам, поэтому сейчас улучшаем обмен данных с банками", - заявил ЦБ в ответ на критику участниками телеграм-канала закона "О национальной платежной системе" (№161-ФЗ).

По закону N№161-ФЗ банки могут блокировать карты клиентов или возможности перевода средств для борьбы с мошенничеством, в том числе с дропами (помогают обналичивать или переводить украденные мошенниками средства).

Поводом для блокировки может стать наличие реквизитов в базе данных ЦБ о случаях и попытках переводов без согласия клиентов. Реквизиты попадают в эту базу, если на них жаловались пострадавшие от мошенничества или если от МВД регулятору переданы данные о людях, на которых подали заявление в полицию или если по их делу ведётся следствие.

Иногда в базу ЦБ и под блокировку подпадают добросовестные клиенты в результате продажи криптовалюты, за которую мошенники расплатились украденными средствами. В сентябре директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров сообщал, что регулятор предлагает МВД подумать над механизмом реабилитации таких клиентов.

Важность механизма реабилитации отмечала глава ЦБ Эльвира Набиуллина во время "Финополиса". "Для нас принципиально важно, чтобы эффективно работали процедуры реабилитации добросовестных клиентов, у которых заблокированы счета, возможность пользоваться дистанционными услугами, если они действительно абсолютно добросовестны", - говорила глава ЦБ.

Она также сообщала, что планируется давать клиенту информацию о сделке, из-за которой произошло блокирование его средств, чтобы он мог обратиться в банк-отправитель и урегулировать этот вопрос. Если уже возбуждено уголовное дело, то ЦБ по согласованию с МВД собирается давать информацию о подразделении полиции, которое расследует это дело, чтобы человек мог урегулировать вопрос.

Регулятор в августе выпустил информационное письмо, согласно которому банки должны предоставлять своим клиентам полную информацию о том, на основании какого именно федерального закона (например, по №161-ФЗ или согласно закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (№151-ФЗ)) клиенту приостановили операции по счетам и картам или ограничили доступ к дистанционному банковскому обслуживанию (например, мобильному приложению). Также необходимо сообщать, в соответствии с какой нормой закона было принято решение и что нужно делать для восстановления обслуживания.

По данным ЦБ, объем банковских операций без добровольного согласия клиентов во II квартале 2025 года составил 6,3 млрд руб., что на 7,7% меньше по сравнению с предыдущим кварталом (6,9 млрд руб.). Количество операций без согласия во II квартале сократилось на 7,9% кв/кв до 273,1 тыс. операций.

Telegram Twitter ВКонтакте WhatsApp Viber E-mail


Читать все новости  



    Главное Все новости Фото    
Полная версия сайта