| Главное Все новости Фото Полная версия |
![]() |
Москва. 18 ноября. INTERFAX.RU - Банк России предлагает конкретизировать правила недискриминационного доступа на маркетплейсы, начав с запрета устанавливать разные цены в зависимости от средства платежа, заявила на форуме "Фокус на клиента" председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
Правительство, ЦБ и участники рынка уже не раз публично обсуждали программы лояльности маркетплейсов, которые предлагают клиентам скидки на товары при оплате картами своих дочерних кредитных организаций. Банки критикуют этот подход, ссылаясь на недобросовестную конкуренцию.
"Мы, действительно, постоянно обсуждаем этот вопрос, встречаемся с банками, с маркетплейсами, по отдельности, вместе, слушаем аргументы. И о чем это говорит? То, что выглядит на поверхности, ну и не только на поверхности как конфликт маркетплейсов и банков, - это отражение изменения характера конкуренции, причем такое - системное, в условиях платформенной экономики. Мы все привыкли говорить, что платформенная экономика - это не только маркетплейсы, но и сами банки, которые продают на своей платформе нефинансовые продукты. И встает вопрос о том, какая конкуренция справедливая. Потому что все согласны - и маркетплейсы, и банки, - что должна быть конкуренция, но должна быть справедливая. Вот что такое добросовестная, справедливая конкуренция в условиях появления платформенной экономики, мы вместе с правительствами, с участниками рынка обсуждаем, потому что там, действительно, очень много деталей", - заявила Набиуллина.
"Но вот в чем, наверное, у меня позиция даже как-то более однозначно определилась: я считаю, что нельзя использовать разную цену, цена не должна быть разной в зависимости от того, какой способ оплаты выбирается. Почему? Потому что цена продукта или услуги - это то, что определяет по многому выбор человека. Если идет манипуляция ценой с помощью каких-то способов оплаты, здесь очень тяжело отследить, чтобы не было злоупотреблений и так далее", - добавила она.
Глава Банка России заявила о необходимости конкретизировать некоторые правила недискриминационного доступа на маркетплейсы.
"Я думаю, что надо начать как раз с запретов некоторых таких практик, которые явно нарушают эту конкурентную среду, в том числе нельзя использовать, например, различные цены в зависимости от того, какое средство платежа используется. Мне кажется, это уже одну часть проблемы уберет, но думаю, что и с развитием платформенной экономики таких вопросов будет вставать больше и больше. Это не значит, что мы сейчас можем отрегулировать как-то однозначно, надолго. Нам придется идти шаг за шагом и создавать условия для добросовестной конкуренции между разными участниками", - сказала Набиуллина.
Участвовавший в дискуссии глава Сбербанка Герман Греф заявил, что маркетплейсы Ozon и Wildberries достаточно большие компании, чтобы продолжать использовать практику дифференциации цен по средству платежа. "Я бы на их месте просто сам убрал. Честно сказать, стыдно такими практиками заниматься" - сказал Греф.
В октябре Ozon предложил банкам принять участие в программе лояльности маркетплейса, которая изначально предполагала скидки за покупки картой Озон банка. Компания отмечала, что уровень скидок на товары по картам различных банков-участников будет одинаковым, а подключиться к программе на коммерческих условиях может любой банк. CFO группы Игорь Герасимов говорил, что компания получила 7 заявок на участие в программе лояльности.
Набиуллина прокомментировала инициативу Ozon, отметив, что "дьявол в деталях". "Мы с банками разбирали, как представляются эти скидки и бонусы, какой клиентский путь. Если у вас 300 с лишним банков дадут эти бонусы и скидки, кто будет на первом месте в приложении для человека, кто будет регулировать это? И мы знаем, что клиентским путем, даже если формально все одинаково, можно очень хорошо манипулировать. Поэтому нужно это обсуждать. Или второй вопрос, скидки и бонусы. Если платформа финансирует эти скидки и бонусы (обычно у нас сами банки финансируют свои скидки и бонусы)... А если платформа, которая должна быть равноудаленной инфраструктурой, начинает продвигать с помощью своего финансового ресурса продукт своей организации, нам тоже кажется, что это не очень справедливая конкуренция", - заявила она.
Набиуллина рассказала, что ЦБ, изучив опыт других стран, предлагал правительству для обсуждения радикальный путь - запретить маркетплейсам иметь собственные финансовые организации.
"Но это такой радикальный путь, потому что у нас уже есть у маркетплейсов свои финансовые организации, которые очень быстро растут. То есть, если представить, что банк не маркетплейса рос бы такими темпами, был бы вопрос, за счет чего он растет. Вот этот явно такой не очень органичный рост, очень быстрый рост, связан, конечно, с использованием преимуществ того, что этот банк находится в периметре маркетплейса", - отметила Набиуллина.
По ее словам, маркетплейсы за счет большого количества клиентов становятся системно значимой инфраструктурой, которая может потребовать особого регулирования. "Потому что от той же, кстати, технологической устойчивости зависит просто благосостояние клиентов. Потому что если не не дай бог какой-нибудь сбой технологический на этой инфраструктуре.... За технологической информационной безопасностью банка, вы знаете, какой жесткий достаточно контроль, надзор и так далее. А здесь уже по значимости для общества, конечно, они приобретают похожее значение", - сказала глава ЦБ.
Руководитель Ozon Fintech Ваэ Овасапян отметил в свою очередь, что регулятору нужно решить принципиальный вопрос, почему одним индустриям нельзя владеть банками, а другим можно.
"Известно, что люди хотят низких цен, но если регулятор говорит, что не низкие цены нужны, а формы лояльности банки должны предоставлять другим образом, будем учитывать и этот аспект тоже", - сказал он.
Представитель Ozon пояснил "Интерфаксу", что скидки при оплате товаров определенной банковской картой - это программа лояльности, в которую инвестирует банк, при этом у различных игроков и банковского, и ритейл-рынка есть аналогичные инструменты, например, кешбэки и партнерские бонусные программы. Он отмети, что скидки выполняют важную социальную функцию, позволяя покупателям получать более выгодные цены в любой точке страны.
|
|
| Главное | Все новости | Фото | ||||
| Полная версия сайта | ||||||
|
Copyright © 1991-2025 Interfax. Все права защищены.
Условия использования информации Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса. Сайт m.interfax.ru (далее – сайт) использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь на сбор и последующую обработку файлов cookie. Дизайн – Motka.ru
|