18 ноября 2025 года, 16:18

Законопроект о мерах поддержки модернизации НПЗ принят Госдумой во II чтении

Москва. 18 ноября. INTERFAX.RU - Госдума приняла во втором чтении законопроект о внесении в Налоговый кодекс поправок, предусматривающих возможность заключения новых инвестиционных соглашений о модернизации нефтеперерабатывающих заводов с выплатой инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефть (повышающий коэффициент 1,3 в формуле обратного акциза). Этими же поправками даются послабления по действующим соглашениям модернизации дальневосточных НПЗ.

Также этими поправками увеличиваются в 2026 году выплаты обратного акциза компаниям, не успевающим завершить модернизацию НПЗ по инвестиционным соглашениям с Минэнерго, предполагающим обеспечение выпуска бензина класса 5 в объеме не менее 10% от уровня переработанной нефти.

В 2018 году был введен механизм "обратного акциза на нефтяное сырье", который стимулирует компании к дальнейшей модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, изначально запущенной еще в 2011 году. Начиная с 2019 года, появилось два типа соглашений: соглашения о модернизации и инвестиционные соглашения.

В 2019 году Минэнерго России заключило 11 соглашений о модернизации НПЗ, 2 из которых в дальнейшем были расторгнуты. Соглашения давали право на возврат акциза на нефтяное сырье при выполнении одного из двух условий: производство бензина класса 5 в объеме не менее 10% от объема переработки или инвестирование с 1 июля 2014 года по 1 января 2026 года не менее 60 млрд руб.

В 2021 году были подписаны инвестиционные соглашения, которые давали право на инвестиционную надбавку к обратному акцизу в размере 30% (Кинв) за вычетом регионального коэффициента (Крег) также при выполнении соглашений, предполагающих инвестирование определенной суммы в модернизацию НПЗ.

Новые инвестсоглашения по модернизации предлагается заключить с 1 января по 30 сентября 2026 года. Инвестнадбавку по новому соглашению предлагается платить с 1-го числа квартала, в котором заключено соглашение, но не раньше 1-го числа месяца, в котором сумма накопленных затрат инвестора достигнет 3 млрд рублей. Выплата инвестнадбавки заканчивается, когда сумма всех ее выплат за предыдущие периоды превысит с учетом выданных авансов сумму фактически оплаченных с 1 января 2025 года налогоплательщиком затрат, но не позднее 2036 года.

Этими же поправками предлагается сделать послабление для уже заключенных соглашений по модернизации в Дальневосточном федеральном округе, такие проекты теперь не перестанут получать инвестнадбавку, если она превысила сумму вложенных инвестиций. По действующему законодательству НПЗ лишается выплаты инвестнадбавки в 2025-2028 (либо 2026-2028 годах), если сумма его затрат оказалась меньше 50 млрд рублей (30 млрд руб.) умноженной на Дфин (коэффициент, характеризующий долю компании в финансировании инвестиционного соглашения), либо меньше всей суммы инвестнадбавки за предшествующие налоговые периоды.

Новое инвестсоглашение не может заключить завод, уже заключивший инвестсоглашение с Минэнерго о модернизации мощностей. Исключением является, если НПЗ исполнил инвестсоглашение, предполагающее доведение производства бензинов класса 5 до не менее 10% от переработки или если инвестировал не менее 60 млрд руб. в создание мощностей, вводимых в эксплуатацию с июля 2014 года по 1 января 2026 года.

В 2024 году "ЛУКОЙЛ" предлагал правительству предусмотреть меры господдержки для новых установок глубокой переработки нефти на НПЗ в виде инвестнадбавки к обратному акцизу на нефть. В частности, компания думала над созданием установок на Волгоградском НПЗ с инвестициями более 90 млрд рублей, в том числе комплекса по производству 1,2 млн тонн дизтоплива в год, включая 500 тыс. тонн зимних сортов.

По предложению Минэнерго в 2026 году, следует из законопроекта, повышаются выплаты обратного акциза компаниям, не успевающим завершить модернизацию (с условием доведения выпуска бензина до 10% переработки). По действующему законодательству, если компания не успела достичь поставленной цели, обратный акциз платится ей не полностью: в 2026 году - 66% от акциза, в 2027 - 33%. Если же модернизация завершается, обратный акциз платится полностью. Поправками предлагается в 2026 году увеличить коэффициент, по которому рассчитывается обратный акциз, до 85%.

Как сообщали ранее источники "Интерфакса", знакомые с обсуждениями, этой мерой ведомства хотят поддержать НПЗ, которые не успевают завершить модернизацию, в основном речь идет о заводах на юге России.

Telegram Twitter ВКонтакте WhatsApp Viber E-mail


Читать все новости  



    Главное Все новости Фото    
Полная версия сайта