| Главное Все новости Фото Полная версия |
Москва. 20 ноября. INTERFAX.RU - АО "Росатом Арктика", единый морской оператор северного завоза, намерено предложить отдельную правительственную программу строительства судов, применяемых непосредственно в северном завозе.
Об этом гендиректор "Росатома Арктики" Владимир Панов заявил на конференции "Логистика северного завоза - от планирования до потребителя", которая проходит в рамках XIX Международного форума "Транспорт России".
Панов отметил, что в ходе северного завоза "Росатом Арктика" выявила ряд ключевых проблем, в том числе краткосрочность контрактов со стороны судовладельцев и непредсказуемый рост цен за перевозку товаров речным и морским транспортом.
"В моменте может произойти 30-ти процентный рост от цены закупочной процедуры. Например, стоимость перевозки ГСМ в Певек в 2024 году выросла практически на 28%, в 2025 году - на 29% рост. Это значительно превышает инфляцию. А если мы посмотрим на необорудованный берег, то стоимость может вырасти и на 50%. На сегодняшний день, когда спрос значительно превышает предложение, отсутствие какого-либо контроля позволяет диктовать любые денежные условия. Рынок мы, безусловно, приветствуем, но, к сожалению, у нас государственная задача. И с точки зрения северного завоза мы не можем себе позволить находиться в зависимости от частной компании. Все это должно регулироваться по-другому", - считает глава "Росатома Арктики".
При этом численность флота, которая участвует в северном завозе, быстро сокращается.
"Мы находимся в условиях "ножниц" - флот сокращается, стоимость его услуг растет. Можно прогнозировать, что к 2030 году кризис здесь сильно усугубится", - добавил Панов.
Еще одной проблемой он назвал требования техрегламента при перевозке товаров по рекам.
"Ни в коем случае нельзя допустить небезопасную эксплуатацию судов, особенно перевозящих ГСМ. Но требования к таким судам очень высокие - они должны иметь двойное дно, двойные борта и прочее. Если техрегламент полностью выполнять, то тогда северный завоз по рекам фактически встает", - сказал Панов.
"На фоне этих и других проблем перевозки товаров северного завоза по воде мы видим, что принципиальным предложением, и мы будем его вносить, становится создание программы строительства судов для северного завоза под контролем правительства", - резюмировал Панов.
Председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов на конференции отметил, что закон "О северном завозе" действует уже полтора года и за это время сделан определенный анализ.
"Так, в ходе навигации 2025 года по сравнению с 2024 годом выявлен ряд дисбалансов. Например, стоимость транспортировки контейнеров в Республике Саха (Якутия) по отдельным маршрутам возросла более чем на 40%, в Камчатском крае - на 11,5%, в Магаданской области - на 2,5%-2,9%. Также фиксируется существенный рост фрахта. Но мы еще наблюдаем в Камчатском крае и по отдельным маршрутам Республики Саха (Якутия) снижение стоимости доставки угля на 40,6% и 15,3% соответственно", - сказал он.
Также в рамках пилотного проекта по перевозке грузов северного завоза на Чукотку стоимость транспортировки контейнеров возросла на 17-18%, угля - на 38%, ГСМ по основным маршрутам - более чем на 80%. При этом стоимость поставляемого угля по сравнению с прошлым годом выросла на 84,5%, ГСМ - на 9%.
"Мы исходим из того, что эти дисбалансы могут негативным образом сказаться на конечной стоимости товаров и услуг для населения. Хотя снижение стоимости товаров - это, по сути, главная цель принятого закона. Закон живой и по результатам правоприменительной практики совместно с Минвостокразвития будем вносить в него необходимые изменения" - добавил Харитонов.
Правительство определило АО "Росатом Арктику" единым морским оператором северного завоза с 1 января 2026 года, компания уже работает с рядом регионов в рамках пилотных проектов.
С 1 апреля 2024 года вступил в силу федеральный закон "О северном завозе". Реализация положений закона начата в 21 регионе России. Определен перечень грузов жизнеобеспечения, который включает порядка 1,5 тысяч наименований товаров. Такие грузы получили приоритет при транспортировке и обработке в портах и на железнодорожных станциях.
|
|
| Главное | Все новости | Фото | ||||
| Полная версия сайта | ||||||
|
Copyright © 1991-2025 Interfax. Все права защищены.
Условия использования информации Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса. Сайт m.interfax.ru (далее – сайт) использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь на сбор и последующую обработку файлов cookie. Дизайн – Motka.ru
|