| Главное Все новости Фото Полная версия |
Москва. 11 декабря. INTERFAX.RU - Российский бизнес не готов закладывать большие бюджеты на проекты, связанные с искусственным интеллектом (ИИ), говорится в исследовании аналитического центра НАФИ.
Так, 28% респондентов планируют направить на ИИ-проекты от 1% до 3% от общего инвестиционного бюджета. При этом каждая восьмая компания (12%) пока не планирует выделять отдельный бюджет на эти цели вообще. Чем больше размер бизнеса, тем больше он готов выделять средства на внедрение искусственного интеллекта: доля бизнеса, которая выделяет на ИИ 8-10% бюджета, составляет 13% среди малого бизнеса, 21% среди среднего бизнеса и 53% среди крупного бизнеса.
В целом большинство компаний РФ уже внедряют инструменты искусственного интеллекта (86%). Среди микропредприятий тех, кто использует ИИ, меньше (68%), в то время как среди крупного бизнеса значительно больше компаний, которые работают с ИИ (92%).
Порядка 59% представителей российского бизнеса (6 из 10 компаний) считают, что Россия - одна из стран-лидеров по внедрению искусственного интеллекта.
Степень доверия к технологиям ИИ умеренно высокая: 73% руководителей согласны с тем, что в целом доверяют системам ИИ. При этом около половины руководителей не готовы полностью полагаться на ИИ без контроля человека: 51% предпринимателей заявили, что доверяют ИИ-агентам выполнение задач без постоянного контроля, тогда как 44% не доверяют машине в такой степени.
Основные факторы, сдерживающие доверие к ИИ, связаны с безопасностью и непредсказуемостью решений. Большинство компаний требует от поставщиков ИИ-технологий прозрачности алгоритмов и законодательных гарантий, прежде чем доверить важные процессы машине. Определенную роль играет имидж технологии - 15% отметили низкое качество современных ИИ-моделей, 13% - непонимание их пользы, 10% - этические риски применения. В ряде случаев сказываются внутренние факторы: 10% компаний упомянули сопротивление персонала.
Половина компаний пока не готова наделить цифрового ассистента таким же статусом и доступом, как сотрудника-человека. ИИ-сотрудники в настоящее время не воспринимаются как полноценные коллеги - доверие к ним не столь высоко, как к людям, особенно в вопросах безопасности данных.
Больше всего ИИ внедрен в клиентский сервис - он задействован в работе с клиентами у 46% организаций. На втором месте по распространению - стратегическое планирование (24% компаний) и логистика (23%). Третью позицию делят HR (кадровые функции) и разработка программного обеспечения - по 18%, что демонстрирует начало применения ИИ в процессах подбора персонала, анализа резюме и ускорения разработки программ, отмечается в обзоре. Наименее проницаемыми для ИИ остаются финансы (15%) и особенно производство (13%): "вероятно, в силу консервативности этих сфер, строгого регулирования, повышенных требований к надежности и безопасности процессов", считают аналитики.
Компании, которые инвестируют в ИИ, закладывают относительно короткий горизонт возврата инвестиций: 47% ожидают окупаемости в течение 1-3 лет, а 21% - уже в первый год. Суммарно 68% бизнеса рассчитывают вернуть вложения в срок до трех лет. "Значит, технологии ИИ сегодня могут восприниматься как способ ускорения монетизации инвестиций", - констатируют эксперты.
Большая часть представителей компаний (8 из 10) верят, что доверие к ИИ будет расти в ближайшие годы по мере развития технологий. Более половины (63%) руководителей считают, что уже через 5 лет конкурентоспособными останутся компании, внедряющие ИИ сейчас.
Согласно результатам исследования, наиболее вовлеченными во внедрение и последующее развитие ИИ в компаниях являются мужчины и представители молодого поколения (возрастные группы 18-24 года и 25-34 года).
Региональный фактор в целом не является определяющим для большинства аспектов использования и поддержки ИИ. Однако аналитики констатируют явное лидерство Центрального федерального округа (ЦФО) по итогам проведенного анализа. "Именно здесь показатели использования ИИ и уровень поддержки его внедрения среди бизнеса демонстрируют более высокие значения по сравнению с другими федеральными округами", - пишут они.
В исследовании приняли участие представители российских компаний (микро, малый, средний и крупный бизнес): владельцы, руководители, исполнительные директора, директора по информационным технологиям и искусственному интеллекту, директора по цифровой трансформации.
Приоритетными отраслями стали: банковская, металлургическая и горнодобывающая, нефтегазовая отрасль, розничная торговля, транспорт и логистика, электроэнергетика и ЖКХ, агропромышленный комплекс, информационные технологии.
Выборка для проведения исследования среди представителей российских компаний составила 1001 человек, из которых 270 человек являются представителями среднего и крупного бизнеса.
|
|
| Главное | Все новости | Фото | ||||
| Полная версия сайта | ||||||
|
Copyright © 1991-2025 Interfax. Все права защищены.
Условия использования информации Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса. Сайт m.interfax.ru (далее – сайт) использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь на сбор и последующую обработку файлов cookie. Дизайн – Motka.ru
|