Автоконцерны оказались на перепутье: потребителям из развитых стран нужны маленькие, но надежные и экономичные машины, покупатели из бурно растущих развивающихся стран без ума от дорогих и больших автомобилей, которые могут подчеркнуть их статус
Амстелвен. 22 апреля. FINMARKET.RU - Автопром - локомотив мировой экономики, от уверенности автопроизводителей в завтрашнем дне зависят миллионы рабочих мест, потребление стали, алюминия, других цветных металлов, цены на нефть и газ и общее направление технического прогресса.
Судя по данным обследования KPMG (телефонный опрос двухсот производителей, дилеров и поставщиков ведущих мировых автомобильных компаний, проводится раз в год), главная проблема для индустрии - драматическая разница в предпочтениях жителей развитых и развивающихся стран: первые требуют маленьких, надежных и экономичных автомобилей, вторые - роскошных и больших, чтобы подчеркнуть свой статус и богатство.
Поскольку у вторых явно больше желания покупать автомобили, в ближайшем будущем человечеству не стоит ждать, что автопроизводители сделают ставку на электрические двигатели - индустрия явно охладела к ним и готова развивать только гибриды.
У электрокаров нет будущего
За год автопроизводители стали с меньшим оптимизмом относится к электрокарам. В краткосрочной перспективе будущее есть только у гибридных двигателей, поскольку они имеют более широкий спектр средств для заправки, считают концерны. Ждать революции, которая снизит значимость бензина, не стоит.
К игрокам авторынка приходит понимание, что электромобиль - это не спасение от всех бед. Поэтому респонденты из автоконцернов развитых стран теперь уделяют больше внимания технологиям повышения эффективности и снижения расхода топлива в обычных двигателях.
- Большинство опрошенных теперь считают, что в ближайшие 6 лет электромобили не смогут обогнать по продажам обычные, это отмечают респонденты и в развитых, и в развивающих странах.
- В 2018 г. лучше всего будут продаваться не электрические, а именно гибридные двигатели, уверены опрошенные. Пунктов подзарядки крайне мало, у правительств нет денег, чтобы создать инфраструктуру электрозаправок.
- Япония уже приняла меры для популяризации гибридов в том числе и из-за аварии на Фукусиме, которая создает опасения стабильности поставок электроэнергии. В мае 2012 года пятая часть всех новых транспортных средств имела гибридный двигатель.
- Только 17 % опрошенных считают тем не менее, что гибридные двигатели смогут составить конкуренцию классическим, что еще меньше, чем в прошлом году.
- Из всех стран БРИК в России по отношению к авто на батареях относятся лучше всего. Около 20 % респондентов говорят, что эти транспортные средства будут пользоваться спросом, несмотря на обилие нефти в стране.
- 79 % руководителей компаний, принявших участие в опросе, считают, что для развития электрокаров необходимы государственные субсидии, две трети считают, что к 2025 году на них придется всего 15 % или меньше от общего числа продаж новых автомобилей.
Вера в автомобили на батарейках покидает автопроизводителей
Новые запросы рынка
У водителей разных стран мира - разные требования к автоиндустрии. Но есть и глобальные тенденции:
- Популярность набирают дизельные двигатели - автомобили с такими двигателями активно используются в Китае в общественном транспорте и как такси.
- Потребители теперь требуют новой функциональности в автомобиле - в частности, подключения к интернету, им нравятся новые материалы - более прочных и легких.
- Дилеры пытаются завоевать покупателей новыми способами - открывают диджитал-центры продаж и виртуальные салоны.
- На развивающихся рынках спрос на удовлетворение автопромом потребностей горожанина XXI века выше, чем на развитых: важными инновационные технологии считают 65 % респондентов в странах БРИК, в США, Канаде, Мексике и Европа - всего 55 %.
- Краткосрочная аренда может стать новым важным источником дохода. Большинство респондентов считает, что 6-15 % городских жителей захотят воспользоваться такой услугой использовать ее в ближайшие 15 лет.
- Такая услуга будет интересна для 105 млн человек в Китае, 54 млн. в Индии, 32 млн. в США, 20 млн. в Бразилии и 18 млн. в Западной Европе.
Основные пожелания потребителей: интернет в автомобиле и краткосрочная аренда
Как будет развиваться сама индустрия
Главной проблемой для отрасли останется проблема избыточных производственных мощностей. География производства автомобилей в ближайшие годы изменится: индустрия закроет заводы в Европе и откроет новые производственные мощности в быстро растущих развивающихся странах.
- Более половины опрошенных считают, что от избыточных мощностей страдает Япония, Германия, США, Южная Корея, Испания и Франция.
- Пятая часть опрошенных считают, что лучший способ противостоять избыточности - экспортировать на существующие и новые рынки.
- Руководители в Японии и Италии склоняются к консолидации предприятий и альянсов, в немецких автомобильных компаниях считают, что только государственное вмешательство поможет решить эту проблему.
- 61 % поставщиков развивающихся рынков говорят, что слияния и поглощения будут играть центральную роль в их будущей стратегии.
- Значительная доля производителей развитых рынков отдают предпочтение аутсорсингу непрофильных видов деятельности. Эта практика еще не утвердился в странах БРИК.
- Значительно более высокая доля респондентов из стран БРИК говорят, они будут увеличивать свои инвестиции в Южной Африке, Колумбии, Индонезии, Турции и Вьетнаме. В частности, Индонезия может стать восходящей звездой в автомобильном мире.
- Из топ-10 компаний, которые в будущем сохранят свою долю рынка, только две - Volkswagen (VW) и BMW - выходцы из западных стран.
Автопроизводители ставят на новые рынки
Развитым странам не нужны дорогие автомобили
Из-за глобального экономического спада, высоких цен на топливо и перегруженности городов спрос на автомобили в развитых странах будет падать.
- Уровень топливной экономичности будет приоритетом номер один для потребителей в течение ближайших 5 лет, экологичность на четвертом месте.
- Доля покупателей, стремящихся увеличить срок службы своего авто, растет третий год подряд и выросла до 62 %.
- С каждым годом желание потребителей получить больше опций в базовой комплектации растет, стиль становится менее критичным.
- В развитых странах автолюбителям больше нравятся маленькие автомобили, самый большой прирост продаж ожидается в категории малолитражек.
- Продажи Dacia в Западной Европе, согласно прогнозам, вырастут на 14 % в период между 2012 и 2019.
- Анализ показывает, что в будущем горожане будут все чаще будут отказываться от автомобиля в пользу общественного транспорта.
В России и Китае любят автомобили побольше
Единственная надежда мирового автопрома - развивающиеся страны. Респонденты из стран БРИК ожидают гораздо больший рост спроса на автомобили, чем их коллеги из США, Европы, Японии и Австралии.
Несмотря на опасения по поводу экологических проблем и высоких цен на топливо, покупатели развивающихся стран по-прежнему жаждут более высококлассных моделей, таких как внедорожники, минивэны, фургоны и пикапы. Новый средний класс стремится продемонстрировать свое богатство и состоятельность.
- Почти 86 % опрошенных игроков авторынка ответили, что реально ощущают рост рынка в развивающихся странах.
- Внедорожники являются самым быстрорастущим сегментом автомобилей в Китае, рост продаж в этом сегмента за первые 10 месяцев 2012 года составил 24 %, всего продажи выросли на 5,9 % за тот же период.
- Самыми популярными моделями в Китае были Chevrolet Captiva, BMW X5, Nissan Pathfinder. Крупные производители стремятся увеличить свои мощности в Китае для удовлетворения этого растущего спроса.
- Доля БРИК в общем объеме продаж новых автомобилей составит 41- 50 % к 2018 году. Следовательно, Китай, - лучший выбор в плане инвестиций для всех автопроизводителей, далее следует Индия, Россия с Бразилией делят третье и четвертое места соответственно.
- Респонденты возлагают большие надежды на российский рынок: когда экономика восстановится, возможен рост продаж автомобилей и доходов потребителей.
- В прошлом году 34 % опрошенных считали, что Россия не сможет экспортировать более миллиона автомобилей в течение следующих 10 лет, сегодня 36 % считают, что этот рубеж будетдостигнут в течение ближайших 3 до 5 лет.
Автолюбители из развивающихся стран любят машины побольше
Автопроизводители будут инвестировать в развивающиеся страны