Главное Все новости Фото Полная версия |
Фото: ИТАР-ТАСС |
Москва. 2 июля. INTERFAX.RU - Произошедшая во вторник потеря трех спутников навигационной системы ГЛОНАСС стала третьей в этом году нештатной ситуацией в российской ракетно-космической отрасли. Помимо этой аварии, в 2013 г. произошел неудачный старт ракеты-носителя "Зенит" по программе "Морской старт" и нештатное выведение на орбиту аппаратов Минобороны.
Взорвавшаяся сегодня ракета "Протон-М" должна была впервые с 2011 г. вывести на орбиту три навигационных спутника "Глонасс-М" для пополнения орбитальной группировки. Ракета-носитель разработана и серийно производится ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева". Сегодняшний старт был для ракет семейства "Протон" пятым в 2013 г. и 388-м — в летной истории "Протонов".
Ракету "Протон-М", являющуюся наиболее современным представителем семейства, запускали 74 раза, впервые — в 2001 году. Полностью успешными были только 66 стартов (89,2%).
Первый неудачный пуск ракеты-носителя произошел 28 февраля 2006 года. Ракета, оснащенная разгонным блоком "Бриз-М" и стартовавшая с космодрома Байконур, должна была вывести на орбиту арабский телекоммуникационный спутник Arabsat 4A. "Бриз-М" (третья и последняя ступень ракеты) отработал нештатно — второго планового включения его двигателей не произошло. В результате спутник, застрахованный на $600 млн, вместо геопереходной орбиты оказался на околоземной, где использовать его по назначению было невозможно.
Пятого сентября 2007 г. "Протон-М" должен был вывести на орбиту японский спутник связи JCSAT-11. На 330-й секунде полета ракета взорвалась, ее обломки упали в безлюдной местности в 40-50 км юго-западнее города Джезказгана в Карагандинской области Казахстана. Причиной аварии стал дефект изоляции кабеля пироболтов, из-за которого на 129-й секунде полета не произошло запланированного разделения первой и второй ступеней ракеты.
На очистку пострадавшей местности от гептила — ядовитого компонента ракетного топлива — ушло несколько недель, ущерб от аварии Астана оценила в более чем $60 млн, однако Москву эта оценка не устроила. Россия согласилась выплатить Казахстану лишь $2,4 миллиона.
Третий аварийный запуск "Протона-М" произошел 15 марта 2008 года. Ракета должна была вывести на геостационарную орбиту высотой около 35,8 тыс. км американский телекоммуникационный спутник AMC-14. Второе включение разгонного блока "Бриз-М" из-за дефекта топливопровода продлилось меньше запланированного, и в результате аппарат оказался на высоте около 28 тыс. километров.
Вскоре после старта в Роскосмосе заявили, что аппарат еще можно спасти. Спутник, в частности, могли вывести на запланированную орбиту, используя гравитацию Луны. Сделать это не удалось и аппарат был признан потерянным.
Пятого декабря 2010 г. ракета "Протон-М" с тремя спутниками "Глонасс-М" на борту отклонилась от траектории. Отделение третьей ступени ракеты прошло в штатном режиме, однако из-за отклонения от курса разгонный блок ДМ-3 вышел из зоны радиовидимости и упал в Тихий океан в 1500 км от острова Гонолулу. Как выяснила специальная комиссия, системы ракеты отработали штатно. Спутники были потеряны из-за того, что в разгонный блок ДМ-03 из-за ошибки в документации залили 1,5 тонны лишнего топлива.
29 декабря 2010 г. президент России Дмитрий Медведев освободил от занимаемых должностей вице-президента, главного конструктора по средствам выведения корпорации "Энергия" Вячеслава Филина и заместителя руководителя Роскосмоса Виктора Ремишевского. Руководителю Роскомоса Анатолию Перминову объявили выговор.
По оценке вице-премьера Сергея Иванова, авария обошлась государству в 2,5 млрд рублей.
Пятый неудачный запуск "Протона-М" произошел 17 августа 2011 года. Ракета должна была вывести на геостационарную орбиту высокоэнергетический телевизионный спутник "Экспресс-АМ4". Из-за неправильной работы разгонного блока "Бриз-М" аппарат оказался на нерасчетной орбите, где его обнаружили на следующий после запуска день специалисты Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD). Несмотря на работоспособность аппарата, вывести его на расчетную орбиту оказалось невозможно. 30 августа оператор - компания "Космическая связь" — признала аппарат потерянным.
В середине сентября производитель "Экспресс-АМ4" — европейская компания Astrium Satellites — сообщила, что спутник полностью работоспособен, сориентировался на Солнце и частично раскрыл солнечные батареи. В компании, однако, признали, что вывести его на нужную орбиту и использовать по назначению не получится. Причиной потери аппарата оказалась неправильная циклограмма работы разгонного блока, в которой, как утверждалось в отчете Роскосмоса, был необоснованно "заужен" временной интервал подворота гиростабилизированной платформы. Это привело к неправильной ориентации "Бриза-М".
Шестого августа прошлого года ракета "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" не справилась с выведением на геостационарную орбиту двух телекоммуникационных спутников — российского "Экспресса-МД2" и индонезийского Telkom-3.
Во время работы третьей ступени ракеты произошел сбой пневмогидросистемы и в двигатели разгонного блока перестало поступать топливо. Третье включение силовой установки длилось меньше обычного, а четвертого (и последнего) не произошло вовсе. В результате спутники оказались на нерасчетной орбите и были признаны утерянными. При этом с индонезийским аппаратом удалось установить связь, он сориентировался на Солнце и был полностью готов к работе, но из-за "неправильной" орбиты выполнять ее не мог.
В середине августа глава Роскосмоса Владимир Поповкин заявил, что причиной аварийного запуска стало "засорение магистрали наддува дополнительных топливных баков". Позднее выяснилось, что баки были засорены стружкой, образовавшейся при сверлении трубопровода. В начале октября аварийный разгонный блок "Бриз-М" взорвался на орбите, развалившись на десятки обломков. Сообщалось, что некоторые из них могут угрожать МКС, но этот прогноз не оправдался. Ущерб от аварии составил 5-6 млрд рублей.
Восьмого декабря прошлого года "Протон-М" с изрядно подпортившим себе репутацию разгонным блоком "Бриз-М" не смог вывести на геостационарную орбиту спутник связи "Ямал-402", принадлежащий компании "Газпром космические системы". Отстыковка спутника от разгонного блока произошла на четыре минуты раньше запланированного, из-за чего аппарат оказался на нерасчетной орбите.
Специалисты, занимавшиеся расследованием аварии, посчитали основной причиной нештатной ситуации механическое разрушение подшипника турбонасосной системы двигательной установки разгонного блока.
В отличие от Telkom-3, "Ямал-402" удалось спасти. С помощью четырех включений собственных двигателей аппарат вывели на геостационарную орбиту. 17 декабря заказавшее спутник ОАО "Газпром космические системы" сообщило, что аппарат будут испытывать в течение месяца, после чего станут использовать по назначению. Применение для вывода на орбиту двигателей спутника, скорее всего, сократит срок его эксплуатации со штатных 15 до 11 лет.
Главное | Все новости | Фото | ||||
Полная версия сайта |
Copyright © 1991-2024 Interfax. Все права защищены.
Условия использования информации Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса. Сайт m.interfax.ru (далее – сайт) использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь на сбор и последующую обработку файлов cookie. Дизайн – Motka.ru |