19 июня 2015 года, 10:52

Сергей Донской: было желание подготовить предложения по допуску к шельфу в июне, но вопрос еще не закрыт


Министр природных ресурсов рассказал о том, как идет подготовка предложений по расширению допуска к российскому шельфу

Москва. 19 июня. INTERFAX.RU - Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской рассказал в интервью "Интерфаксу" о том, как идет подготовка предложений по расширению допуска к российскому шельфу, почему не был поставлен на баланс ГКЗ 1 трлн запасов Медвежьего месторождения "Газпрома", как "Юг Руси" будет осваивать Гавриковское месторождение и какие еще крупные месторождения нефти будут выставлены на торги в 2015-2016 годах.

- Удалось ли изменить тенденцию по снижению темпов ГРР, на фоне текущей ситуации можно ли сказать, что прогноз по снижению ГРР на 15% в этом году подтвердится? Какова тенденция по объему ГРР в среднесрочной перспективе?

- Я бы не сказал, что в прошлом году сформировалась тенденция по снижению объемов геологоразведочных работ. Компании выполнили в полном объеме те работы, которые были запланированы на 2014 год. Конечно, в этом году ограничение доступа к международным рынкам финансирования повлияло на планы недропользователей по проведению геологоразведки: всем известно, что некоторые компании планировали ускоряться в 2015 году, но не получилось… В этом году, согласно данным Роснедр, объемы работ выполняются на уровне плюс-минус 90%. Некоторые виды работ в ряде случаев переносятся на более поздний срок. Но говорить, что это долгосрочная тенденция, я бы не стал. Лицензионные обязательства выполняются, в том числе за счет того, что многое было перевыполнено в предыдущие годы, в том числе по бурению, по сейсморазведке. Имеющиеся планы работ также пока не позволяют говорить о возможном снижении затрат на геологоразведку. Инвестиции компаний планируются на уровне 387 млрд руб. В то же время предварительный объем финансирования геологоразведки за счет средств федерального бюджета в 2015 г. снижен почти на 20% - до 13,1 млрд.руб.

Когда мы формулировали тезис о падении геологоразведочных работ на 15%, мы исходили из того, что компании объявили о снижении инвестиций в долгосрочные проекты на 15% весной этого года. Но с самого начала, мы ориентировались на то, что компании будут выполнять лицензионные обязательства

- Какой прирост запасов нефти и газа ожидается по итогам 2015 года? Насколько он будет превышать добычу и да счет чего он будет обеспечен: открытия новых месторождений или доразведки действующих?

- Мы ожидаем по итогам года прирост запасов по жидким углеводородам (нефть и конденсат) будет 550 млн тонн и по газу 700 млрд кубометров. То есть по предварительным ожиданиям, прирост запасов будет незначительно превышать добычу.

В первую очередь, он будет обеспечен за счет доразведки действующих месторождений. Ожидаем, что открытия новых месторождений нефти будут, но, наверное, не сопоставимые по запасам с открытиями прошлого года. Пока, касаясь новых открытий, мы говорим о запасах в объеме около 30-50 млн тонн.

- А как идет работа по переходу на новую классификацию запасов нефти и газа?

- По классификации запасов работа укладывается в график, отставаний нет. Переход на нее начнется в следующем году. Идет этап апробирования, ведется активно разработка регламентов, документов, которые необходимы для того, чтобы можно было готовить проектные документы по новой классификации. В принципе, все в рабочем режиме, и пока, контактируя с компаниями, я напряжения не видел.

Что касается нераспределенного фонда, то здесь мы не планируем пересчет запасов. Запасы пересчитываются в ходе подготовки новых проектов по тем участкам, которые уже переданы в пользование.

- А нет таких опасений, что в результате пересчета по новой классификации компании на бумаге увеличат свои запасы?

- Нет. Компании будут проводить подсчет и разработку этих проектных документов наиболее корректно для себя, и такого раздувания запасов не будет.

- Минэкономразвития опубликовал данные, что ресурсная база Тимано-Печоры и Восточной Сибири не восполняет ухудшающуюся ресурсную базу Западной Сибири? Действительно ли это так? С чем это связано: плохими геологическими условиями или ошибками компаний?

- Я бы не стал говорить, что у нас Западная Сибирь должна компенсироваться исключительно Тимано-Печорой или Восточной Сибирью. Идет изучение и формирование новой провинции в Арктике. И потом, Западная Сибирь, хоть и высокоизученная территория, но там продолжаются открытия, может быть, и не такие уникальные, как Самотлор, но вполне перспективные с точки зрения разработки. В прошлом году в этом регионе было открыто несколько месторождений с запасами свыше 30 млн тонн. Причем открытие было сделано в так называемой пропущенной зоне, в районе, где работали крупнейшие российские нефтегазовые компании. А есть еще краевые части Западной Сибири, где, по оценке специалистов, есть большой потенциал для обнаружения новых месторождений нефти и газа. Поэтому работу надо продолжать, перспективы остаются, вопрос только в том, чтобы и государство, и инвесторы вместе формировали ключевые вектора развития, вкладывали средства, создавали условия, в том числе экономического характера.

- Минприроды в своем отчете за прошлый год сообщило, что ожидания по приросту запасов на шельфе не оправдались…

- На шельфе мы только-только начинаем работы, поэтому говорить о том, что, скажем, сегодня должен быть приращен такой-то объем запасов рано.

- Я правильно понимаю, что Минприроды не успело включить запасы месторождения Победа, открытого "Роснефтью" на шельфе Карского моря?

- Да, мы не успели учесть данные о "Победе". Это была чисто техническая нестыковка. Шельф в прошлом году свою толику дал в общий объем работ по геологоразведке в России. С другой стороны, мы хотели, чтобы работы на шельфе продолжались в более масштабном виде. Для этого как раз ведется работа по подготовке новых предложений по ускорению работ на шельфе.

- Какой объем запасов на шельфе планируется прирастить в этом году?

- По году пока данных нет.

- Корректируются ли сейчас эта программа в связи с тем, что, например, "Роснефть" просит отложить сроки бурения по 7 лицензиям на шельфе?

- "Роснефть" предложила отложить сроки бурения на один-два года по тем лицензиям, где работы еще как таковые не ведутся. Это не ключевые объекты, на которые "Роснефть" делает основной упор. Корректировка прироста запасов по шельфу рассматривается Роснедрами, пока окончательная точка не поставлена.

- Когда можно ожидать окончательного подготовленного документа о расширении доступа к шельфу?

- Было желание закончить работу в июне, но с учетом предложения по новым критериям допуска, пока вопрос еще окончательно не закрыт.

- Какие коррективы внесены в первоначальные предложения о расширении доступа к шельфу?

- Предложения просто дополнились более подробным описанием того, что государство хотело бы от компаний, которые получат доступ на шельф. Во-первых, мы более подробно расписали тему, связанную с участием именно отечественных компаний, в том числе на уровне подрядчиков и субподрядчиков, в проведении работ на шельфе.

- То есть недропользователь будет обязан привлекать к работам российских подрядчиков?

- В первую очередь. Конечно, в ситуации, когда это невозможно, будут рассматриваться альтернативные варианты. Но все-таки участие отечественных компаний, это является ключевой задачей развития шельфа.

- Это будет вписано в лицензию?

- Будем смотреть, то ли это в проектных документах будет, то ли это будет как обязательство в законодательстве.

- Какие еще интересные критерии?

- Естественно, отечественное технологическое оборудование, все, что может стимулировать развитие экономики именно нашей страны.

- А вы уже понимаете, какие компании могли бы с учетом данных критериев получить доступ к шельфу?

- В первую очередь, мы понимаем, какие компании заинтересованы. Это "Газпром нефть", естественно, "ЛУКОЙЛ". Я надеюсь, и "Зарубежнефть" сможет приложить свой потенциал, свои компетенции в работе на отечественном шельфе.

- А, например, "Башнефть", "Сургутнефтегаз"?

- Те компании, которые заинтересованы работать на шельфе, должны получить такую возможность. Если у компании появятся новые стратегические направления, если они будут готовы рискнуть пойти на шельф даже в современных условиях, когда цены на нефть низкие, если они готовы проводить рискованную геологоразведку, то мы должны только их приветствовать.

- Я правильно понимаю, что вопрос о расширении доступа к шельфу не удалось согласовать, как минимум с "Роснефтью"…

- Если все согласовывать с нашими государственными компаниями, то, наверное, получится очень узкоориентированная государственная политика. Поэтому мы исходим из того, что отечественные компании, которые характеризуют всю нашу отрасль, нашу экономику, должны получать свои возможности и получать поддержку от государства. В том числе для того, чтобы они могли рисковать, в том числе на арктическом шельфе.

- Мнение "Газпрома" сильно отличается от мнения "Роснефти"?

- "Газпром" не выступал с критикой. В любом случае, пока правительство точку в этом вопросе не поставило. На мой взгляд, спешить здесь тоже не имеет смысла, нужно все хорошо взвесить, отработать подходы.

- Я правильно понимаю, что рассмотрение окончательного варианта документа перейдет, скорее всего, на осень.

- Скорее всего, да.

- Представила ли "Роснефть" предложения о корректировке сроков бурения по другим лицензиям на шельфе?

- Пока нет.

- Вы не планируете отдельно встречаться с руководством "Роснефти" по вопросу разработки шельфа?

- Мы планировали встречу. И я думаю, у нас еще предстоит с Игорем Ивановичем (Сечиным - ИФ) обсуждение этой темы. Сроки мы еще обсудим.

- А с главой "Газпрома" не планируете встретиться?

- Пока "Газпром" не выходил с предложениями о корректировке лицензионных обязательств. Посмотрим, выйдет - будем обсуждать.

- Санкции в отношении российских компаний продлены до января 2016 года. А как в существующих условиях ограничения финансирования идут работы по трудноизвлекаемой нефти?

- Мы находимся в самом начале этой работы. Минприроды сейчас совместно с Роснедрами, ГКЗ и ЦКР ведут подготовку соответствующей нормативной базы, которая позволит проводить геологоразведку, готовить проекты и т.д. На наших полигонах, в Томской области, в ХМАО работы уже идут активно, пробурены скважины. Никаких приостановок деятельности по подготовке, по изучению не происходит. Сегодняшние работы по трудноизвлекаемым запасам - это задел на 10-20 лет вперед и дальше. Если бы компании, в том числе и отечественные, ориентировались исключительно на сегодняшнюю конъюнктуру, никто бы ни геологоразведкой, ни перспективными разработками не занимался .

- В нераспределенном фонде остались еще какие-то крупные месторождения, которые могут быть выставлены на аукционы в 2015-2016 годах?

- Мы готовим на следующий год Эргинский участок - это часть Приобского месторождения с запасами нефти по С1+С2 в 103 млн тонн. Это крупное месторождение, федеральный участок. Кроме того, уже проводится конкурс по сухопутной части Восточно-Таймырского участка.

- Какие критерии отбора будут в конкурсе по Восточно-Таймырскому участку?

- Здесь несколько критериев: это научно-технический уровень программы освоения участка недр, это уровень научно-технической проработки проектного документа, полнота извлечения углеводородов, предложения о социально-экономическом развитии территорий и сроки реализации программ. Охрана недр тоже является одним из основных критериев.

- Когда может быть выставлена на тендер морская часть Восточно-Таймырского участка?

- Не в этом году точно.

- Выдана ли "НЗПН Трейд" лицензия на Гавриковское месторождение? Нет ли риска того, что компания не потянет его разработку? Есть ли у нее специальные технические возможности? Допускается ли создание консорциума на базе этого месторождения?

- Лицензия на право пользования недрами Гавриковского месторождения находится в стадии оформления. "НЗНП Трейд" заключило операторский договор с "Интегра-Бурение" на выполнение работ по геологическому изучению, разведке и добыче углеводородного сырья на этом месторождении. У "Интегра-Бурение" опыт в выполнении таких работ имеется.

- Есть ли данные о том, что запасы нефти на Южно-Киринском месторождении занижены путем установки низкого коэффициента извлечения нефти (КИН)? Удалось ли "Газпрому" повысить КИН? Какой он теперь?

- В настоящее время "Газпром" осуществляет разведку Южно-Киринского месторождения, и, соответственно, запасы меняются за счет новых данных. Все изменения в запасах проходят государственную экспертизу. В настоящее время КИН по экспертной оценке установлен равным 0,1, как наиболее вероятный при разработке нефтяных оторочек. После окончания разведочных работ на Южно-Киринском месторождении и обобщения всей геолого-геофизической информации будет подготовлен подсчет запасов в целом по всему месторождению и Техсхема разработки, с обоснованием наиболее экономически эффективного варианта освоения. После этого появится новое значение КИН, возможно и выше принятого, которое будет соответствовать всем вышеперечисленным условиям.

- Подал ли "Газпром" заявку на поставку на баланс запасов углеводородов в сенонских залежах месторождения Медвежье? О каком объеме запасов идет речь и по какой категории?

- Представлен для проведения госэкспертизы подсчет запасов свободного газа по сенону Медвежьего нефтегазоконденсатного месторождения.

Экспертная комиссия воздержалась от рекомендации к утверждению и постановке этих запасов на государственный баланс, а пользователю недр рекомендовала продолжить геологоразведочные работы, с целью уточнения типа коллектора сенонской залежи, а также проведение дополнительных исследований в скважинах для определения работающих интервалов, с продолжением изучения промышленной значимости сенонской залежи.

- Завершила ли "Газпром нефть" обработку данных по первой скважине на Долгинском (обработку планировалось завершить в феврале 2015 года)? Каковы результаты информации по скважине? Допускает ли компания пересмотр геологической модели в связи с получением новой информации?

- Материалы по данному вопросу ГКЗ не поступали.

- Количество разливов нефти растет, какие предложения по изменению тенденции?

- По итогам обсуждения на правительственной комиссии ТЭК дано поручение Ростехнадзору и Росприроднадзору совместно с территориальными органами МЧС провести в 2015 - 2017 гг. проверки недропользователей, обратив особое внимание на: надежность трубопроводных систем и иного оборудования на нефтепромыслах; готовность собственных аварийно-спасательных формирований; соблюдение требований промышленной безопасности и природоохранного законодательства. Предварительные итоги этой проверки предполагается рассмотреть на Правкомиссии по недропользованию в конце 2015 - начале 2016 гг.

Компаниям, в свою очередь, рекомендовано размещать на своих сайтах сведения о фактах аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и принимаемых мерах по их предупреждению и ликвидации возможных экологических последствий.

Telegram Twitter ВКонтакте WhatsApp Viber E-mail


Читать все новости  



    Главное Все новости Фото    
Полная версия сайта