Главное Все новости Фото Полная версия |
Москва. 8 октября. INTERFAX.RU – Бюджет-2016 готовился в ситуации, когда при помощи косметических мер в очередной раз отложить неприятные системные решения было уже невозможно - слишком велики и очевидны проблемы с пополнением доходной части на фоне раздутых расходов. В итоге проект стал плодом вынужденных компромиссов между финансово-экономическим и социальным блоками, между правительством и ТЭКом, компромиссов, которыми не довольны ни те, ни другие, ни третьи.
Пенсионные накопления, несмотря на прежние обещания, в очередной раз заморозили. Пенсии решили проиндексировать не на реальную инфляцию, а на целевую, и теперь властям предстоит решать непростую задачу - объяснить гражданам, что такое таргет по инфляции, и какая связь между ориентирами денежно-кредитной политики ЦБ и фактическим сокращением их доходов в реальном выражении. Работающих пенсионеров, правда, это не касается - их пенсии индексироваться не будут в принципе, ни на 12%, ни на 4%. С другой стороны, предложение вообще лишить их фиксированной части пенсии в официальную повестку бюджетной дискуссии так и не вошло. У нефтегазовых компаний заберут 300 млрд рублей "девальвационной" прибыли - этого мало по мнению Минфина, который изначально хотел изъять вдвое больше, и много по мнению отрасли, грозящей теперь заморозкой инвестпрограмм и падением добычи.
Фактически к заседанию правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, которая предваряет уже скорее символическое одобрение законопроекта о бюджете самим правительством, настоящих интриг оставалось мало. Заморозка пенсионных накоплений, которая, казалось, стала достоянием истории после весеннего решения правительства сохранить накопительную систему, в последние несколько недель вдруг стала фактически безальтернативной. Вдруг - потому что в отличие от предыдущих серий, в этот раз бурной публичной дискуссии не было, собственно, не было и не бурной. В ситуации, когда резать приходится по живому, виртуальная накопительная часть, несмотря на всю ее роль в развитии финансового рынка, стала коллективной жертвой.
"Принято решение о заморозке на 2016 год пенсионных накоплений", - констатировал в среду вечером глава ПФР Антон Дроздов на заседании трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям факт, ставший очевидным еще несколько дней назад, но до сих пор официально не объявлявшийся. Впрочем, Минфин в свои расчеты резервных средств бюджета 342 млрд рублей от "заморозки" к тому времени уже заложил.
Экс-министр финансов Алексей Кудрин решение правительства прокомментировал без энтузиазма. "Принято решение в части замораживания пенсионных накоплений, это уменьшает инвестиции, решение по изъятию из нефтяного сектора тоже уменьшает инвестиции, бюджет также сокращается в основном за счет инвестиций. Сейчас действия правительства не способствуют росту (экономики - ИФ), тем самым рост отодвигается", - сказал Кудрин на биржевом форуме в Нью-Йорке.
Решение индексировать пенсии не на 12%, по фактической инфляции этого года, а на 4% (позиционируется эта цифра как "целевой показатель инфляции", потому что фраза "в три раза меньше, чем должно быть" звучит гораздо хуже), также было неизбежно и фактически одобрено еще на прошлой неделе. Здесь роль компромисса играет обещание вернуться к вопросу индексации в середине следующего года. Так что Минфину, продавившему свой вариант, расслабляться рано - даже если возможности бюджета через 9 месяцев не станут больше, выборы будут на 9 месяцев ближе.
"Действительно, бюджет сложный. Минфин обратился с предложением провести индексацию достаточно небольшую - в размере 4% с учетом тех возможностей, которыми располагает в настоящее время бюджет, с учетом наших предложений о финансовом состоянии нашей страны на начало следующего года. Я поддержу позицию в части того, чтобы рассмотреть вопрос доиндексации по итогам работы экономики нашей страны в течение первого полугодия 2016 года, имея в виду, что мы должны при наличии экономических оснований провести полноценную индексацию. И тем самым тогда саму индексацию можно было бы разделить на две части. Никто из нас не знает пока, как сработает экономика в первом полугодии 2016 года, но если результаты будут позитивные, то наша обязанность их учесть при индексации", - так сформулировал решение премьер Дмитрий Медведев. Экономика, по действующему прогнозу Минэкономразвития, в следующем году сработает на тройку и вырастет всего на 0,7% (а МВФ и вовсе прочит России полноценное продолжение рецессии с падением на 0,6%).
Низкая индексация - в том числе и плата за ту неспешность, с которой общественность готовят к повышению пенсионного возраста. Решение, которое Минфин считает абсолютно неизбежным, в этот бюджетный цикл не вошло и даже всерьез не обсуждалось. Однако риторика меняется на глазах: так, премьер Медведев в среду заявил, что "рано или поздно к проблематике пенсионного возраста нужно будет обратиться". Пока власти предпочитают вариант "поздно": "в настоящий момент предпосылки того, как предлагают некоторые даже мои коллеги по правительству, немедленно менять пенсионный возраст, у нас нет, мы это делать не будем, даже несмотря на то, что это бюджету сэкономило бы довольно приличные средства, и даже несмотря на то, что продолжительность жизни в нашей стране существенно увеличилась против того, с чего мы начинали", сказал премьер.
Пока начнут с конкретной категории будущих пенсионеров: госслужащих, при этом в "мягком" варианте. "Нужно подумать о поэтапном введении правил по пенсионному возрасту для государственных и муниципальных служащих, чтобы они могли подготовиться, принять для себя жизненно важные решение", - заявил премьер. При этом госслужащие, которые не захотят продолжать трудовую деятельность, смогут выйти на пенсию раньше, чем это будет предусмотрено в будущем законодательстве.
Пенсионный возраст - вопрос крайне чувствительный в контексте приближения вершины текущего политического цикла. Поэтому даже ярый сторонник повышения Алексей Кудрин заявил в среду, что ожидает его после президентских выборов 2018 года.
Еще одно непопулярное решение - отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам. По оценке финансово-экономического блока правительства, это позволит бюджету в 2016 году сэкономить примерно 150 млрд рублей.
Премьер Медведев, мотивируя этот шаг, воспользовался аргументами Минфина. Он напомнил, что пенсия - это государственное денежное пособие, которое выплачивается в связи с тем, что гражданин утратил трудовую функцию. Когда человек не работает, он получает пенсию, а с учетом того, что пенсия подвергается инфляции - еще и индексацию.
"Если человек все-таки работает, то мы можем сделать вывод, что он трудовую функцию утратил не полностью и, стало быть, он восполняет какие-то свои дополнительные нужды за счет работы. И тогда можно было бы справедливо подумать о том, чтобы такая категория граждан индексацию не получала", - заявил премьер на встрече с руководством "Единой России".
"Естественно, как только они прекращают трудовые отношения, то могут в полной мере иметь право на индексацию. Мне кажется это вполне справедливым", - сказал Медведев.
Это решение - тоже своего рода компромисс, обмен на отказ (или временный отказ) от радикальной идеи вообще лишить работающих пенсионеров фиксированной части пенсии, сэкономив уже не 150, а порядка 700 млрд рублей за год. По крайней мере, глава Минтруда Максим Топилин сказал журналистам в среду вечером, что этот вопрос не рассматривается.
Мощный лоббистский ресурс нефтегазовой отрасли, вопреки обыкновению, на сей раз не помог, вернее, не совсем помог. Что лишний раз доказывает - мы наблюдаем уникальный бюджетный процесс.
Первая версия "девальвационного изъятия" встретила столь мощный отпор нефтяников и всех министерств, кроме, разумеется, самого Минфина, что окончательная победа ТЭКа над фискалами казалось дело решенным. Компромиссный вариант - 200 млрд рублей из нефтянки, 100 млрд из "Газпрома" - также был подвергнут суровой критике. Руководители Минэнерго и нефтяных компаний на недавнем форуме в Сочи нарисовали мрачную картину близкого будущего - падение инвестиций, остановка проектов, снижение добычи и, вот парадокс, доходов бюджета. Минфин в ответ призывал нефтяников заниматься не шантажом, а снижением издержек, отказавшись, к примеру, от индексации зарплат, местами двузначной.
В итоге столь неприятный для ТЭКа компромисс все же нашел отражение в бюджетных проектировках. Сохранение ставки вывозной пошлины на нефть на уровне 2015 года (42%) позволит увеличить доходы федерального бюджета в 2016 году на 196 млрд рублей, а изменение ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть, газ и газовый конденсат дополнительно даст 101,6 млрд рублей, подсчитал Минфин.
При этом Минфин частично признал выпадение доходов бюджета в результате этого изъятия, однако совсем не такое значительное - снижение поступлений налога на прибыль всего на 6 млрд рублей.
Фактически единственной интригой остается уровень индексации цен на газ в 2016 году: Минэкономразвития от первоначальных 7,5% через промежуточные 5% пришло к 2%, однако глава ведомства Алексей Улюкаев ранее говорил, что изъятие у "Газпрома" 100 млрд руб. через НДПИ может смягчить позицию по индексации.
Основные параметры бюджета, которые правительство одобрит на заседании в четверг, таковы. Доходы в 2016 году прогнозируются в размере 13 трлн 577 млрд 269 млн 303 тыс. рублей, расходы - в 15 трлн 761 млрд 604 млн 952,7 тыс. рублей, дефицит - 2 трлн 184 млрд 335 млн 649,9 тыс. рублей, или чуть меньше 2,8% прогнозируемого ВВП.
Верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2017 года - 8,99 трлн рублей, внешнего долга - $55,1 млрд или 49,2 млрд евро.
Основные характеристики бюджета определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 78,673 трлн рублей и инфляции в пределах 6,4%.
Резервный фонд в 2016 году сократится с 3 трлн 379,8 млрд рублей до 1 трлн 249,3 млрд рублей, Фонд национального благосостояния - с 4,9 трлн рублей до 4,69 трлн рублей (по состоянию на 1 октября этого года совокупный объем Резервного фонда составлял 4 трлн 670,50 млрд руб., ФНБ - 4 трлн 878,8 млрд руб.).
По оценке Минфина, в 2015 году на финансирование дефицита федерального бюджета, будет использовано 2,63 трлн рублей из Резервного фонда и ФНБ, в 2016 году - 1,97 трлн рублей.
Роль приватизации в доходной базе федерального бюджета РФ в 2016 году останется минимальной. В 2016 году Минфин закладывает поступления от приватизации в размере 33,2 млрд рублей - это намного больше, чем в 2015 году (пока всего 5 млрд руб.), однако относительно планируемого дефицита - лишь около 1,5%.
Помимо расходования резервов, дефицит будет финансироваться за счет внутренних заимствований. Проект бюджета-2016 предусматривает объем чистого привлечения через государственные внутренние заимствования в размере 500 млрд рублей. На погашение рублевых госбумаг предполагается направить 702 млрд рублей, валовое привлечение на внутреннем рынке составит 1 трлн 202 млрд рублей (из них 200 млрд руб., как и в 2015 году, зарезервированы для обмена неликвидных ОФЗ на стандартные выпуски). Зарубежный рынок вряд ли придет на помощь: пока он для России фактически закрыт, что нашло отражение и в бюджете: Минфин впервые за несколько лет поменял в бюджете верхнюю планку внешних заимствований. В бюджете-2016 потолок заимствований на международных рынках капитала определен в $3 млрд против традиционных $7 млрд. Но и эта сумма вряд ли будет привлечена, констатировал ранее Минфин. При этом, по словам источников "Интерфакса", Минфин в следующем году может осуществить валютные заимствования на внутреннем рынке.
Расходы бюджетов бюджетной системы РФ по разделу "Национальная оборона" в 2016 году запланированы на 7,1% ниже, чем в 2015 году. В будущем году они составят 2 трлн 887,9 млрд рублей (3,7% ВВП) против 3 трлн 109,6 млрд (4,2% ВВП) в 2015 году.
Расходы по разделу "Нацбезопасность и правоохранительная деятельность" намечено снизить на 0,5%, до 2 трлн 140,5 млрд рублей (2,7% ВВП). Предполагается также снизить расходы по разделу "Социальная политика" - на 2,2%, до 10 трлн 603,3 млрд рублей (13,5% ВВП).
Увеличение расходов планируется по разделам "Национальная экономика" (+10,9%), "Образование" (+1,8%) и "Здравоохранение" (+7,1%).
Главное | Все новости | Фото | ||||
Полная версия сайта |
Copyright © 1991-2024 Interfax. Все права защищены.
Условия использования информации Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса. Сайт m.interfax.ru (далее – сайт) использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь на сбор и последующую обработку файлов cookie. Дизайн – Motka.ru |