Главное Все новости Фото Полная версия |
Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU - Крушение Су-24 грозит заморозить российско-турецкие экономические отношения по всему спектру - от туризма до атомной энергетики. Потери для турецкой экономики гарантированы: разом найти замену миллионам отдыхающих и десяткам миллионов потребителей фруктов невозможно. Но любой запрет - палка о двух концах, проблемы неизбежны и в России. Пострадают не только туристические компании и авиаперевозчики (если эти отрасли еще способны испытывать страдания), но и импортеры сельхозпродукции. Под вопросом такие гигантские проекты, как АЭС "Аккую", в которую уже инвестированы десятки миллиардов рублей.
Кроме того, Турция для российских компаний - крупнейший рынок сбыта, причем не только нефти и газа, но и металлов, угля, пшеницы и других товаров. Если Турция ответит на российские ответные меры своими ответными мерами, победа "по очкам" вполне может достаться Анкаре, ведь российский экспорт впятеро больше турецкого. Правда, этот дефицит Турция частично (а может, и полностью - в отличие от товарооборота, здесь точной статистики нет) компенсирует за счет туризма.
Фактически взаимная торговля с Турцией "встала" еще в среду: российская таможня поставила на 100-процентный досмотр все грузы "из" и "в". Никаких официальных объявлений не было, причины операторам никто не объяснял, но все и так было понятно.
Первые публичные заявления последовали вечером: глава Минсельхоза Александр Ткачев в телевизионном интервью подробно объяснил, из каких стран Россия может ввозить овощи и цитрусовые (а ведь всего год назад Турция фигурировала в списке государств, чьи поставки смягчат эффект российского продэмбарго), а в какие - продавать пшеницу.
Утром в четверг было объявлено, что правительство, "учитывая неоднократные нарушения турецкими производителями российских норм", поручило Россельхознадзору усилить контроль поставок сельхозпродукции и продовольствия из Турции, а также организовать дополнительные проверки на границе и в местах производства. Россельхознадзор приступил "к тотальной проверке" всей агропродукции, поступающей из Турции.
Но это была только прелюдия. Днем, открывая заседание правительства, премьер-министр Дмитрий Медведев, отодвинув на второй план главную тему, - инвестпрограмму РЖД - раскрыл российский ответ Турции во всей полноте.
"Вчера мы обсуждали этот вопрос с президентом в Екатеринбурге. В результате правительству поручено выработать систему мер реагирования на акт агрессии в экономической и гуманитарной сферах. Решения будут приняты на основании закона "О специальных экономических мерах" от 30 декабря 2006 года. Этот закон, по сути, на подобные ситуации и рассчитан и касается вопросов обеспечения нашей безопасности. Там установлен такой набор мер: это и приостановление реализации программ экономического сотрудничества, и ограничения по финансовым операциям, и ограничения по внешнеторговым сделкам, и изменения по ввозным и вывозным таможенным пошлинам, меры воздействия на туристическую сферу, на перевозки, включая транзит, перемещение воздушных и водных судов, на гуманитарные контакты и, наконец, на использование рабочей силы", - рассказал Медведев.
Под действие закона о специальных мерах подпадают оба российских мегапроекта в Турции - газопровод "Турецкий поток" и АЭС "Аккую", признал в беседе с журналистами Алексей Улюкаев, впрочем, оставляя сдержанными формулировками небольшие шансы на "выживание".
"Этот проект ("Турецкий поток" - ИФ) ничем не отличается от любого другого проекта, точно так же речь идет об инвестиционном сотрудничестве. Это один из крупных предполагаемых инвестиционных проектов. Он точно так же попадает под действие закона о специальных экономических мерах, как любой другой проект. (…) То же самое, еще раз (на вопрос об АЭС - ИФ). В течение короткого времени ведомства подготовят предложения соответствующие. В целом этот инвестпроект попадает под действие закона о специальных экономических мерах и может быть предметом решения указа и постановления правительства. Но конкретное предложение подготовит соответствующее ведомство", - сказал министр.
Если поставки газа в страну, отношения с которой категорически разладились, хоть и являются источником постоянной головной боли, но все же возможны, то строительство атомной станции в государстве, публично обвиненном в пособничестве террористам, представляется уже с трудом. Поэтому до самых первых официальных заявлений после падения российского самолета было ясно - проект "Аккую", "витрина" чуть ли не образцовых до недавнего времени двусторонних отношений, оказался в зоне риска. Да и до катастрофы Су-24 проект уже упоминался в негативном контексте: президент Турции Реджеп Эрдоган еще в октябре напоминал России про строительство АЭС и призывал "действовать внимательнее" в сирийском вопросе.
"Они уже вложили $3 млрд в этот проект", - говорил турецкий президент. "Если русские не построят АЭС "Аккую", ее придут и построят другие", - философски заметил Эрдоган. На самом деле такие примеры в истории есть - Россия достраивала иранскую АЭС "Бушер" за немцами, правда, спустя несколько десятилетий.
В "Росатоме" от комментариев по вопросу возможной заморозки проекта пока воздерживаются.
Только в этому году "Росатом" получил 50 млрд рублей госсубсидий на строительство "Аккую". В 2014 году субсидия составила 22,5 млрд рублей. В целом стоимость сооружения станции оценивается в сумму порядка $22 млрд.
АЭС "Аккую" в Турции строится по схеме BOO (build-own-operate, "строй-владей-эксплуатируй"), когда владельцем зарубежной АЭС выступает российская сторона. Компании "Росатома" сейчас владеют контрольной долей в капитале проектной компании АО "Аккую Нуклеар", реализующей проект. На сегодняшний день от властей Турции уже получено одобрение отчета о воздействии на окружающую среду, до конца 2015 года ожидалось получение лицензии на генерацию, дальше - лицензии на строительство, после которой можно было бы начинать саму стройку.
У Турции в России тоже есть свои мегапроекты. Так, турецкие "Ренейссанс Констракшн" и "Ямата Эндюстриэл Прожелер" в прошлом году заключили контракты в рамках проекта "СИБУРа" "ЗапСиб-2" стоимостью $1 млрд и $0,5 млрд соответственно. Срок окончания работ - конец 2019 года. В "СИБУРе" от комментариев воздержались.
Та же "Ренейссанс Констракшн" чуть менее года назад договорилась с РФПИ о совместных инвестициях в строительство торговых центров, медицинских учреждений, транспортной инфраструктуры и коммерческой недвижимости. Стороны были готовы совместно вложить порядка $400-500 млн, но до сих пор до конкретных проектов дело не дошло и теперь уже точно дойдет не скоро.
По данным Евразийской экономической комиссии, импорт РФ из Турции за январь-сентябрь 2015 года составил $3,06 млрд, экспорт из РФ в Турцию - $15 млрд.
Крупнейшие статьи турецкого экспорта - это томаты ($281,3 млн за 9 месяцев), автокомпоненты ($136,1 млн), цитрусовые ($134,9 млн), абрикосы, вишня, черешня, персики, сливы ($94,4 млн), женская текстильная одежда ($74,9 млн), виноград ($69,2 млн), легковые автомобили ($53,4 млн), трикотаж ($50,4 млн), кожаная обувь ($42,8 млн).
В натуральном выражении Россия импортирует из Турции более 360 тыс. тонн томатов, 250 тыс. тонн цитрусовых, более 100 тыс. тонн винограда, около 80 тыс. тонн абрикосов, персиков и слив, 40 тыс. тонн лука и чеснока, 17 тыс. тонн огурцов, а также яблоки, груши, айву, капусту, финики, инжир, авокадо, перец, рис, имбирь, крахмал, приправы и другую растительную продукцию.
Основу поставок продукции животноводства составляет мясо птицы (20,7 тыс. тонн за 9 месяцев этого года против 9,4 тыс. тонн за соответствующий период прошлого года), свежая рыба (6,1 тыс. тонн против 9,4 тыс. тонн) мороженая рыба (1,4 тыс. тонн против 1,3 тыс. тонн).
В российском экспорте $2,8 млрд занимают нефть и нефтепродукты, $1,77 млрд - лом черных металлов, полуфабрикаты и прокат из нелегированной стали, $835 млн - медь и алюминий, $543 млн - уголь, $362 млн - пшеница, $324 млн - подсолнечное масло, $163 млн - удобрения, $101 млн - железная руда. Стоимостные данные по экспорту газа не раскрываются.
Группа ММК Виктора Рашникова может сильнее остальных металлургических компаний РФ пострадать от ограничительных мер против Турции на фоне инцидента с бомбардировщиком Су-24, сбитым ВВС турецкой стороны, пришел к выводу ряд экспертов.
Турция - один из крупнейших рынков стали в регионе, отмечают аналитики Barclays. За январь-октябрь более 6% стали, произведенной в РФ, было отправлено в Турцию, крупнейшим экспортером является ММК. У "Магнитки" на Турцию приходится 9% продаж. Причем основной экспортный продукт - горячекатаный рулон - на внутреннем рынке из-за его ограниченной емкости в полном объеме реализовать не получится, предупреждает Barclays. Правда, риск для ММК может быть частично компенсирован тем фактом, что у группы в Турции есть собственный завод - ММК Metalurji, мощность которого составляет 2,3 млн тонн.
"Металлоинвест" также поставляет продукцию в Турцию, традиционно называя ее основной страной-потребителем на Ближнем Востоке.
Российские ритейлеры утверждают, что смогут оперативно заменить поставки турецкого продовольствия в случае его запрета. Сложности могут возникнуть в категориях рыбы, фруктов и овощей, где доля продаж турецких товаров наиболее значительна.
Доля турецкой продукции варьируется в зависимости от категории. Например, в сегменте охлажденной рыбы 90% сибаса и дорады приобретается в Турции, сказала "Интерфаксу" директор по внешним коммуникациям Auchan в России Мария Курносова. В сегменте овощей и фруктов наиболее значительна доля поставок турецких лимонов - 90%.
"Ашан" может заменить поставки овощей и фруктов из Турции продукцией из Марокко, Израиля и Китая, однако не исключает трудностей с оперативностью при перестройке логистики.
В бакалее гипермаркетов "Ашан" представлена курага, инжир, халва, жевательный мармелад, и несколько артикулов печенья из Турции. Доля этой продукции незначительна, и весь ассортимент, кроме инжира, ритейлер сможет безболезненно заменить продукцией поставщиков из Узбекистана, Таджикистана и Китая.
Прямого турецкого импорта товаров собственной торговой марки сети нет, но поставщики компании закупают в Турции орехи и сухофрукты.
"Сегодня отмечается резкое снижение предложений на турецкую продукцию", - отметила Мария Курносова. По ее словам, в настоящее время "Ашан" изучает возможности замены турецких поставщиков, но до официального объявления о санкциях никаких действий предпринимать не будет.
Для "Азбуки вкуса" запрет турецкого продовольствия не будет критичным, сказал представитель сети Андрей Голубков. Из 18 тыс. товарных наименований в сети на турецкие продукты приходится всего около 30 - в категориях плодоовощной продукции, кофе, рыбы, турецких сладостей. "Мы без труда найдем альтернативу, продовольственное эмбарго на поставки продукции из Евросоюза было критичнее", - отметил он. Сложнее будет найти замену турецкой рыбе (сибас, дорада), поскольку для европейских поставщиков из Средиземноморья российский рынок уже закрыт. Компания в случае запрета турецкого импорта будет искать новых поставщиков в Марокко, Тунисе, ОАЭ, Шри-Ланке и не исключает, что изменения в логистике скажутся на себестоимости и конечной цене товара. Кроме того, полагают в компании, запрет поставок из Турции может оказать давление на цены на рынке в целом.
В сети Metro Cash & Carry в России доля турецкой продукции в категории овощей и фруктов составляет около 25%. Metro сможет оперативно адаптировать свой ассортимент в случае введения запрета на поставки из Турции, а о каком-либо дефиците на рынке говорить пока слишком рано, считает гендиректор компании в России Борис Миниалай.
В магазинах "Дикси" доля турецких продуктов наиболее значительна в категориях овощей и фруктов, а в пик сезона доля турецких цитрусовых может превышать 50%, сообщила директор по внешним связям группы "Дикси" Екатерина Куманина. "Мы внимательно следим за ситуацией и готовы гибко адаптироваться к меняющимся условиям. Если потребуется, сеть приложит все усилия для оперативной замены поставщиков, чтобы привычный и востребованный для покупателя в этот период года ассортимент был представлен на прилавках", - отметила она.
Глава Минсельхоза Александр Ткачев, тем временем, предостерег ритейлеров от увеличения цен "под соусом" турецкой проблемы, и пообещал, что уже через неделю будут готовы варианты замещения торговых потоков. Страны-поставщики фруктов и овощей "стоят в очереди", чтобы занять место Турции, заявил министр. Впрочем, подобную "очередь" власти видели и летом прошлого года, когда вводили продэмбарго, но предотвратить разгон продовольственной инфляции высокий интерес альтернативных поставщиков к российскому рынку тогда не помог.
Глава Минсельхоза также выразил уверенность, что если Турция прекратит закупать российскую пшеницу, рынки сбыта будут найдены - к примеру, в Китае. Потенциальных участников IPO "Новороссийского комбината хлебопродуктов", основного терминала по перевалке зерна на турецком направлении, китайская альтернатива, правда, вряд ли успокоит.
Большая статья российского импорта из Турции - комплектующие для собираемых в РФ автомобилей (и сами автомобили тоже). Острота проблемы сглаживается самой рыночной ситуацией: на фоне драматического снижения спроса мощности и так недозагружены, а в декабре-январе многие производители с облегчением отправят работников в "традиционные корпоративные отпуска".
Представитель российского подразделения Ford сообщил "Интерфаксу", что ситуация с 100-процентным досмотром грузов из Турции для российских предприятий компанию затронула, однако "на сроки поставок и на производство не повлияла". При этом из трех заводов Ford на территории РФ в настоящее время работает только один.
"На данный момент задержек нет, но прошло слишком мало времени. Мы следим за ситуацией. Прямого влияния на производство на данный момент это не оказывает", - сказал "Интерфаксу" представитель Volkswagen, добавив, что в компании оценивают ситуацию. При этом, по его словам, автомобили VW из Турции в РФ не поставляются.
В Renault не стали комментировать ситуацию с поставками автокомпонентов из Турции. Представитель "АвтоВАЗа" отказался комментировать этот вопрос, сказав лишь, что компания "следит за ситуацией". В Nissan затруднились оценить возможный негативный эффект, при этом представитель компании пояснил, что процент ввозимых из Турции компонентов очень невелик.
По словам представителя Sollers, ситуация на компанию "в принципе не повлияет". "В Турции мы закупаем мелкую номенклатуру для производства УАЗов. Эти детали всегда закупаются на несколько месяцев вперед, поэтому в настоящее время запас есть до февраля. При необходимости за это время мы сможем найти альтернативных поставщиков, в том числе российских", - сказал он.
В Toyota не стали комментировать ситуацию, также отметив, что следят за развитием событий. При этом компания поставляет из Турции ряд автокомпонентов, а также автомобили Toyota Corolla.
Главное | Все новости | Фото | ||||
Полная версия сайта |
Copyright © 1991-2024 Interfax. Все права защищены.
Условия использования информации Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса. Сайт m.interfax.ru (далее – сайт) использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь на сбор и последующую обработку файлов cookie. Дизайн – Motka.ru |