Главное Все новости Фото Полная версия |
Москва. 4 марта. INTERFAX.RU - Выборы президента США - тема, представляющая интерес не только для американцев. Кто станет хозяином Белого дома, интересно всем, в том числе и россиянам: в минувшую среду сюжет про "супервторник" стал, по данным системы "СКАН-Интерфакс", одним их трех самых освещаемых в российских СМИ. C помощью американиста Владимира Васильева и политтехнолога Алексея Макаркина "Интерфакс" попробовал разобраться, у кого из кандидатов больше шансов возглавить Соединенные Штаты Америки, и как они планируют выстраивать отношения с Москвой.
Такая постановка вопроса кажется вполне логичной с учетом итогов так называемого "супервторника" 1 марта, когда Республиканская и Демократическая партия провели предварительное голосование в 11 штатах каждая (всего в тот день праймериз и кокусы проводились в 12 штатах, при этом в десяти - одновременно обеими партиями). На первый взгляд, ситуация ясна: все идет к тому, что бывшая глава Госдепартамента США Хиллари Клинтон будет соперничать на президентских выборах с экстравагантным миллиардером Дональдом Трампом. Если относительно бывшей первой леди у многих есть уверенность, что именно в ее пользу будет решение предвыборного съезда демократов, который состоится в конце июля в Филадельфии, то по перспективам Трампа, несмотря на всю напористость и уверенность, с которой он ведет свою кампанию, не все представляется столь очевидным.
Праймериз подобного масштаба дают определенный ориентир по дальнейшему позиционированию кандидатов. Что же принес "супервторник"? Уже известно, что Трамп одерживает уверенную победу на праймериз в семи штатах, в том числе Арканзасе, Алабаме, Джорджии, Теннеси, Массачусетсе, Миннесоте, Вирджинии.
По итогам всех предварительных выборов, состоявшихся в США к настоящему моменту, Трампу удалось собрать голоса 274 делегатов предстоящего съезда партии, на котором будет проходить выдвижение. У его ближайшего соперника Теда Круза только 149 голосов, сообщала ранее The Wall Street Journal. Для выдвижения съездом кандидату надо собрать 1237 голосов.
Другой кандидат республиканец Тед Круз во вторник сумел выиграть в двух штатах - Техасе, сенатором от которого он является, и Оклахоме. Также он на 2% опережает Трампа в штате Аляска.
Что касается демократов, то Клинтон выигрывает в семи из 11 штатов, где в "супервторник" проходили партийные праймериз. Она обошла своего соперника-однопартийца Берни Сандерса в штатах Алабама, Арканзас, Джорджия, Виргиния, Теннеси. Сандерс лидирует в четырех штатах - Колорадо, Вермонте, Миннесоте и Оклахоме.
Клинтон уже собрала 1001 голос делегатов, Сандерс - 371. В то же время у демократов часть делегатов свободны голосовать на съезде за любого из кандидатов, всего для победы надо собрать 2383 голоса.
На Клинтон уже многие с уверенностью смотрят, как на кандидата, которого летом утвердит предвыборный съезд демократов. И для этого есть основания, поскольку ее конкурент, представляющий левое крыло партии, является не избираемым кандидатом, считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев, специализирующийся на американских выборах.
"Чтобы с Клинтон ни произошло, Сандерса, все равно, не изберут. По сути, он единственный "ёж", который может чуть подпортить жизнь Клинтон, но реальных проблем ей он не создаст. Пожалуй, проблемы у бывшей главы Госдепартамента состоят в том, сколько нервов и средств она потратит на свою кампанию", - заявил Васильев "Интерфаксу".
В свою очередь, Сандерс не переоценивает свои возможности в состязании с Клинтон, и старается поддержать имидж лидера левых демократов.
"Сандерс желает закрепить за собой роль политика, защищающего такие ценности, как социальная справедливость. И в отдельных штатах есть не так уж и мало симпатизантов идей, с которыми выступает Сандерс", - говорит первый вице-президент фонда "Центр политических технологий" Алексей Макаркин.
Следует также учесть, что партийная элита демократов на стороне не Сандерса, а Клинтон, отмечает политтехнолог.
В стане республиканцев ситуация на порядок сложнее, поскольку партийный истеблишмент, мягко говоря, настороженно относится к Трампу. "Кто угодно, только не Трамп – такова, на данный момент, позиция партийной элиты", - отмечает Алексей Макаркин.
Верхушка Республиканской партии считает Трампа настолько опасным, что мобилизовала против него таких кандидатов, как Круз и Рубио.
"Элиту смущает, что Трамп укрепил свои позиции в ходе "супервторника", показав себя единоличным лидером, не имеющих реальных соперников. Остальные кандидаты-республиканцы на индивидуальном уровне не составляют реальную конкуренцию Трампу, и способны выступать против него, разве что, единой командой", - говорит Владимир Васильев.
Партийная верхушка, озабоченная успехами Трампа, отдает себе отчет, что не устраивающий ее кандидат способен быть лидером в общенациональном масштабе, побеждать в самых разных штатах, тогда как Круз и Рубио могут быть успешными лишь в отдельных регионах.
Трамп набрал пугающий для своих конкурентов темп, и если продолжит в том же духе, то без особых проблем наберет нужное количество голосов для партийного съезда, на котором будет решаться вопрос о выдвижении кандидата.
"Если Трамп будет идти уверенно, что называется, не проседая, то может набрать голоса даже в "проигрышных" для себя штатах. Ведь даже проигрывая некоторые праймериз, он, все равно, "плюсует" себе делегатов", - отмечает Владимир Васильев.
При нынешнем раскладе в стане республиканцев для партийной элиты более приемлемым выбором стал бы такой вариант: либо Круз, либо Рубио. В целом, симпатии элиты на данной этапе складываются в пользу Рубио из-за его смещения на центристские позиции, отмечает Алексей Макаркин. "Тед Круз для республиканского истеблишмента менее предпочтителен. Элиту пугают его религиозность и несколько правые взгляды", - сказал эксперт.
Для Рубио самым важным днем избирательной кампании станет 15 марта, когда праймериз пройдут в штате Флорида, сенатором от которого он является. И от того, насколько протеже партийной элиты будет там успешен, или, напротив, не особенно успешен, очень многое зависит. Если представить, что Рубио потерпит фиаско в своем родном штате, то голоса его сторонников перейдут к Крузу. В принципе, не исключена и ситуация, при которой Круз сходит с дистанции, а Рубио усиливает свои позиции за счет сторонников своего однопартийца.
В любом случае, на данном этапе партийная элита делает все, чтобы остановить Трампа, отмечает Владимир Васильев.
Вместе с тем, может сложиться ситуация, при которой республиканской верхушке придется менять свое отношение к Трампу.
Такое развитие событий нельзя исключать, тем более, что, в определенном смысле, о единой позиции республиканского истеблишмента по отношению к Трампу сейчас говорить крайне сложно, отмечает Алексей Макаркин.
Трамп вполне может оказаться для всех в этой избирательной кампании столь убедительным, что конкуренция со стороны остальных республиканцев будет носить сугубо формальный характер. И в этом случае, он, набрав нужное количество голосов, заставит партийную элиту серьезно считаться с собой.
"Истеблишмент республиканцев в отношении Трампа сейчас придерживается классической для США политической традиции. Задача в том, чтобы "стреножить" Трампа, вступить с ним в переговоры, и постараться навязать ему выгодные для себя условия. Главное, чтобы Трамп перестал быть для партийной элиты "котом, разгуливающим сам по себе", - говорит Васильев.
Тогда республиканская элита будет готова согласиться выставить Трампа на президентских выборах против кандидата от демократов.
Риторика кандидатов, участвующих в праймериз, разумеется, имеет свою специфику. Одно дело, когда во время избирательной кампании озвучивается определенная позиция в расчете на определенную реакцию, порой весьма эмоциональную, со стороны аудитории. Совсем другое дело – практическая реализация внешнеполитического курса после того, как выборы прошли и все портфели распределены.
Если сопоставлять высказанные кандидатами тезисы о том, как Вашингтону следует выстраивать свои отношения с Москвой, то, можно сделать вывод о некоем консенсусе между республиканцами и демократами по российскому направлению.
"Хилари Клинтон, с одной стороны, выступает за продолжение курса Обамы, но особенность в том, что сама бывшая глава Госдепа и является архитектором этой политики. По большому счету, Обама взял ее курс, и не особенно импровизирует", - говорит Владимир Васильев.
Конкурирующий с Клинтон Берни Сандерс тоже не предлагает дружбу Москве, но выступает, как он сам выражается против "новой холодной войны".
В этом плане в позициях республиканцев и демократов есть определенные различия, но они носят, скорее, технический характер. "Например, Рубио высказывается в том ключе, что политика Обамы в отношении России, в целом, правильная, но ее стоит вести более жестко и энергично. И чем больше санкций, тем лучше. А военные расходы вообще должны зашкаливать. И давить-давить на Москву буквально по всему фронту", - отмечает эксперт.
Показательно, что тема энергоносителей нашла свое отражение в высказываниях республиканских кандидатов в ходе праймериз. Например, яркий тезис Теда Круза о том, что если у него получится стать хозяином Белого дома, то он сделает все, чтобы "отсечь Европу от российских энергоносителей".
На всем этом фоне резко выделяется Трамп, заявляющий на праймериз, что с Москвой надо договариваться, учитывая ее интересы и на Украине, и в Сирии. Например, многим запомнился его тезис о готовности выстроить с президентом Путиным конструктивные отношения.
"Эти заявления неоднократно сделаны Трампом во время предвыборной кампании, и, судя по всему, он от них не откажется", - говорит Владимир Васильев.
Вместе с тем, по оценке американиста, следует обратить внимание на то, что Трамп призывает к жесткости в отношении Пекина. "Трамп заявляет, что главное направление в мировой политике, где США должны оказывать противодействие – это Китай. И в этом смысле, призыв к хорошим отношениям с Москвой может выглядеть, как желание не дать состояться стратегическому партнерству России и КНР", - считает эксперт.
Хотя о таком противостоянии на президентских выборах пока можно говорить чисто гипотетически, хочется представить, как эти два наиболее сильных сейчас кандидата будут выглядеть, если именно они сойдутся на выборах.
Бывшая первая леди ведет кампанию классическим образом, прекрасно осознавая свои если не преимущества, то интересные особенности.
О чем можно подумать в первую очередь, если представить вариант, когда Клинтон становится ... нет, не хозяином, а хозяйкой Белого дома? Именно! Она стала бы первой женщиной-президентом за всю историю США. Нельзя сказать, что эта идея имеет приоритетное значение для предвыборной кампании Клинтон, но, определенно, некоторые ее потенциальные сторонники будут голосовать за бывшую первую леди именно из-за этого.
Что касается Трампа, то в случае, если мы увидим его в противостоянии Клинтон, это будет уже далеко не тот Дональд Трамп, который сейчас интригует всех своей экстравагантностью. В качестве конкурента Клинтон (если он им все-таки станет) Трамп будет держать себя несколько иначе. Республиканская элита уже успеет его "приручить".
С одной стороны, многие говорят об усталости рядовых американцев от курса Обамы, усталости от "клана Клинтонов", о кризисных явлениях, проблемах с занятостью. Но с другой стороны, сложно говорить о том, насколько сильное преимущество все это даст Трампу.
Для того, чтобы победить, и Трампу, и Клинтон придется завоевать расположение так называемых "колеблющихся" избирателей, которых среди граждан США, имеющих право голоса, около 15%. Трампу явно трудно будет привлечь эту категорию в ряды своих сторонников, тогда как Клинтон, опирающаяся на элиту и свой политический опыт, вполне уверена в себе. Как бы их схватка ни началась и чем бы она ни закончилась, однозначно можно предвидеть, что конкуренция там будет жесткой и даже жесточайшей.
Главное | Все новости | Фото | ||||
Полная версия сайта |
Copyright © 1991-2024 Interfax. Все права защищены.
Условия использования информации Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса. Сайт m.interfax.ru (далее – сайт) использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь на сбор и последующую обработку файлов cookie. Дизайн – Motka.ru |