24 июля 2016 года, 13:50

Финансовая G20 поставила налоговую прозрачность выше Brexit

Фото: Reuters

Участники встречи "двадцатки" обошли вниманием выход Великобритании из ЕС и попытку переворота в Турции

Москва. 24 июля. INTERFAX.RU - Очередное заседание финансовой "двадцатки", которая в этом году проходит под председательством Китая, не преподнесло глобальных сюрпризов: понижательные риски для роста мировой экономики в виде цен на нефть и геополитики остаются, решение о выходе Великобритании из ЕС в итоговом коммюнике упомянуто лишь в общих чертах, а попытка переворота в Турции и вовсе не нашла отражения в итоговом документе.

"Мы все это (Brexit - ИФ) пережили, рынки пережили и успокоились, соответственно, успокоились политики. Пришло понимание, что последствия референдума - это длительный процесс переговоров, где всякое бывает. Тема обсуждалась как фон, не больше", - сказал журналистам заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак по итогам встречи финансовой G20.

А представители Центробанков увидели в Brexit даже плюсы, так как итоги референдума проверили на прочность национальные банковские системы.

"Все остались довольны готовностью рынков реагировать спокойно на подобные чрезвычайные обстоятельства", - отметил замминистра финансов РФ.

В коммюнике G20 традиционно содержится оценка темпов восстановления мировой экономики, которые пока "слабее, чем хотелось бы". В документе отмечается, что понижательные риски для экономики сохраняются в условиях волатильных цен на нефть и низкой инфляции во многих странах. Волатильность финансовых рынков, геополитические конфликты, терроризм и проблема беженцев усложняют ситуацию в мировой экономике, говорится в документе.

Решение Великобритании о выходе из ЕС создает неопределенность для глобальной экономики и его последствия еще предстоит изучить, указывают страны G20.

Коммюнике без переворота

Другая региональная тема - попытка государственного переворота в Турции - по просьбе турецкой стороны сперва фигурировала в проекте коммюнике: страны G20 выступили с поддержкой усилий легитимного правительства Турции по сохранению экономической стабильности и процветания. Но в итоговую версию этот пункт так и не попал.

За неделю до встречи финансовой G20 группа турецких военных попыталась осуществить вооруженный переворот, который закончился провалом. В Турции арестованы около 6 тыс. человек, подозреваемые в участии в попытке вооруженного свержения власти, и введено чрезвычайное положение.

"Логичное желание делегации (Турции - прим.ред.) попытаться заручиться поддержкой внутренней политики президента на этом форуме. Но не договорились о том, какие слова нужно использовать (в коммюнике), так как коллеги хотели чуть больше, чем общих слов о поддержке", - сказал Сторчак.

Турецкую делегацию в Чэнду представлял вице-премьер страны Мехмет Шимшек.

Кризис перепроизводства

Проблема перепроизводства стали, которая обсуждалась в начале июля министрами торговли стран G20, нашла отражение и в коммюнике финансовой "двадцатки".

Снижение потребления и рост государственной поддержки металлургического сектора в отдельных странах вновь создали проблему избыточных мощностей, которая существовала в 1990-е годы и 2000-е годы. Так как рынок не может поглотить всю производимую сталь, это ведет к снижению цен и искажению сигналов для инвесторов. Потери при этом несут все - как металлургическая отрасль, так и потребители, проигрывающие от волатильности рынка.

Такая проблема существует в Китае, который признавал наличие избыточных мощностей в сталеплавильной отрасли страны. Однако не он стал инициатором включения этого пункта в коммюнике, а США и ЕС.

Проблема избыточных производственных мощностей, усугубляемая медленным восстановлением мировой экономики и слабым спросом, негативно сказалась на торговле и рабочих местах, отмечается в итоговом документе.

"Субсидии и другие виды господдержки могут привести к искажениям на рынке и стать одной из причин глобального избытка производственных мощностей, и поэтому требуют внимание", - отмечает в проекте коммюнике.

Эта тема будет обсуждаться 8-9 сентября в рамках комитета по стали ОЭСР. Кроме того, будет поднят вопрос о целесообразности проведения глобального форума, который станет площадкой для диалога и обмена информацией о наращивании мирового потенциала производственных мощностей и мерах, предпринимаемых странами.

"Несотрудничающие" страны

В заявлениях "Двадцатки" есть новация, связанная с тем, что G20 решила вплотную заняться "несотрудничающими юрисдикциями", рассказал С.Сторчак.

"Пока это как идея, но идея реализуется в разработку критериев, посредством которых той или иной экономике будет присваиваться статус "несотрудничающей юрисдикции", а дальше цепочка будет раскручиваться, не знаю, как далеко", - заявил он.

В итоговом коммюнике страны G20 призвали государства, которые этого еще не сделали, приступить без промедления к внедрению с 2018 года стандарта по автоматическому обмену информацией и подписать Многостороннюю конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам (Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters).

"Двадцатка" также заявила, что поддерживает предложение ОЭСР разработать критерии по определению юрисдикций, не сотрудничающих по вопросам налоговой прозрачности. G20 попросила ОЭСР доложить к июлю 2017 года о прогрессе стран с целью подготовки списка юрисдикций, которые не достигли успеха в вопросе приведения стандартов налоговой прозрачности к международному уровню.

Список должен быть готов к следующему саммиту в Гамбурге в июле 2017 года, публиковать его или нет, решат непосредственно перед саммитом.

В коммюнике отмечается, что в отношении стран из этого списка будут приниматься "защитные меры" (какие именно, не поясняется).

"Критерии уже обозначены. Там могут быть какие-то детали дополнительные, но основные три позиции четкие и прозрачные: первое - страна подписывается и участвует в обмене информацией по запросу. То, что сейчас является it's must. Следующий - страна будет в обязательном порядке участвовать в автоматическом обмене информацией. То есть без запросов. И третье - все страны, чтобы не иметь статуса не сотрудничающей должны присоединиться к конвенции ОЭСР по автоматическому обмену информацией", - рассказал С.Сторчак.

По его словам, пока перечня карательных мер в отношении стран, которые попадут в список, нет, это уже следующий этап.

Парижский клуб

В этот раз финансовая "двадцатка" упомянула в итоговом документе Парижский клуб, занимающийся регулированием проблем задолженности суверенных государств.

"Возобновила работу рабочая группа по финансовой архитектуре, которая выдала первую порцию своих исследований. У группы пять направлений работы, одно из которых - вопросы суверенного долга и долговой устойчивости. Именно из группы пошла инициатива о более активной вовлеченности Парижского клуба в дискуссию по механизму реструктуризации суверенного долга", - рассказал Сторчак.

Пока Парижский клуб упоминается в контексте присоединения к клубу формирующихся рынков. До самого последнего времени из числа развивающихся рынков только Россия была в клубе постоянным членом. Сейчас постоянное членство оформила республика Корея.

Страны G20 также приветствуют регулярное участие Китая во встречах Парижского клуба и его намерение принимать играть более значимую роль (включая переговоры о потенциальном членстве в клубе).

"Китай превратился в крупнейшего международного кредитора, соответственно, при оценке долговой устойчивости и платежеспособности любого суверена из числа развивающихся стран не учитывать сумму требований Китая на эту страну уже невозможно. Поэтому члены клуба очень заинтересованы в том, чтобы Китай подключился к работе в клубе, прежде всего, с точки зрения обмена информации о своих требованиях", - сказал Сторчак.

Telegram Twitter ВКонтакте WhatsApp Viber E-mail


Читать все новости  



    Главное Все новости Фото    
Полная версия сайта