Главное Все новости Фото Полная версия |
Москва. 21 ноября. INTERFAX.RU - За неполные два года работы низкобюджетная авиакомпания "Победа" стала одним из крупнейших игроков на рынке авиаперевозок РФ, раньше, чем ожидал головной "Аэрофлот", вышла на чистую прибыль, и впуталась в сложные отношения с европейскими, как, впрочем, и российскими авиавластями. Об этом, а также новых международных рейсах, любви к недорогим аэропортам и ненависти к бумажным билетам в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор "Победы" Андрей Калмыков.
- "Победа" летает почти два года - как оцениваете свои результаты?
- Прежде всего, начали летать те пассажиры, которые либо вообще никуда не ездили, либо пользовались только наземным транспортом. Эта категория составила 15% общего объема наших перевозок в первый год работы. В 2016 году около 10% пассажиров начали летать. И в этом основная идея "Победы" - сделать воздушный транспорт для россиян доступным. Обратите внимание, на маршрутах "Победы" цены не только не повысились, а наоборот - снизились на 20-30%, и это официальные данные метапоисковиков. В целом, откуда уходит "Победа", цены вырастают на те же 20-30%.
- Публично заявлялось, что "Победа" досрочно выходит на чистую прибыль, и по итогам года она составит "более 2 млрд рублей". Это сколько?
- Пока могу только подтвердить, что намного больше 2 млрд руб. мы принесем. Официально сможем озвучить результаты в январе.
- А выручку какую прогнозируете?
- Около 20 млрд руб.
- "Победа" получает фондирование от "Аэрофлота"?
- Никакого рода финансовой поддержки от "Аэрофлота" мы не получаем.
- Ваши попытки обратить внимание Федеральной антимонопольной службы на стоимость авиатоплива в РФ чем-то увенчались?
- ФАС обратила внимание... Сказала, что проверила цены.
- Сколько вы заработали на рекламном контракте с "Вятским квасом"?
- Это был первый проект "Победы" по брендированию борта, уникальный в своем роде. Поэтому мы с партнером договорились о чисто символическом вознаграждении. Но сама акция получилась вполне масштабной. За первый день презентации мы получили несколько десятков запросов от потенциальных рекламодателей.
- С кем-то уже заключили новые контракты?
- Нет, но переговоры ведем. Основная сложность сейчас в том, что нам нужно найти время, чтобы вывести самолет из расписания (у нас очень высокий суточный налет), но и, прежде всего, мы должны учитывать интересы российских производителей. А заплатить прямо сейчас готовы, в основном, иностранцы.
- Вы будете придерживаться общемировой практики лоукостеров - обновлять парк по достижению возраста 6 лет?
- Мы летаем примерно на 10% интенсивнее, чем европейские лоукостеры. Не только потому, что мы такие крутые, а потому что в России, в отличие от Европы, нет ограничений на полеты ночью. Поэтому для нас этот срок может наступить еще раньше, но пока вопрос стоит о пополнении парка: в следующем году будет 5 новых машин, дальше будем смотреть на рынок.
- Каких нормативных изменений вам не хватает, чтобы чувствовать себя полноценным лоукостером?
- Из того пакета инициатив, который в свое время продвигал "Аэрофлот", появились невозвратные тарифы, беспошлинный ввоз воздушных судов до 189 кресел, отменилось обязательное питание. Но нам нужно еще очень многое. Главное - отменить обязанность пассажира оплачивать провоз 10 кг багажа и кучи личных вещей вне зависимости от их наличия у него. Законодательство обязывает авиакомпании включать это в тариф. Нигде в мире уже такого нет - каждая авиакомпания устанавливает свои правила перевозки багажа и ручной клади, предоставляя пассажиру право выбора.
Второе - отказ от бумажных посадочных талонов. У нас в этом году будет более 4 млн пассажиров - это 4 млн руб. на ровном месте в помойке, не говоря уже про загрязнение окружающей среды.
Далее - почти все наши аэропорты для авиакомпаний дают тарифы all-in, включающие обработку багажа, регистрацию пассажиров, посадку и т.д. То есть если вы летите с багажом, а ваша подруга - без, я аэропорту все равно заплачу одинаковую сумму. Надо уходить от этого - к разделению тарифов.
- Со стороны складывается впечатление, что вы часто конфликтуете с партнерами по бизнесу, а потом ввязываете в свои споры чиновников. Например, история с Инсбруком: как думаете, почему Минтранс согласовал Austrian Airlines рейсы в Москву, несмотря на вашу просьбу этого не делать?
- На самом деле нам нравится работать, а не конфликтовать. Здесь мы столкнулись с беспрецедентным случаем, когда австрийский перевозчик будет летать на этом маршруте по субботам, а российский - не будет. В гостиницах Инсбрука, как и на других австрийских горнолыжных курортах, суббота - день заезда и выезда, поэтому нам принципиальны полеты именно по этим дням. Но теперь российских пассажиров будут возить "Австрийские авиалинии", которые будут зарабатывать на этом прибыль и платить налоги в бюджет Австрии. Как это согласуется с импортозамещением, я не очень понимаю.
- Вы, обращаясь в Минтранс, ссылались на то, что без вас на этом направлении нарушится паритет по межправительственному соглашению РФ и Австрии. Как же он нарушится, если в Инсбрук летает российская S7?
- Во-первых, S7 не летает по субботам и не претендовала на это. Во-вторых, с австрийской стороны есть два назначенных перевозчика - другое дело, что один из них не хочет летать. Это его право, но это не значит, что он не может летать. А вот мы летать не можем, и это две большие разницы.
- От допуска откажетесь?
- Допуск действителен в течение двух сезонов IATA. Если мы не получим субботние слоты в следующем сезоне и не убедим Минтранс, что российские компании надо защищать на международном рынке, то откажемся.
- К вам были вопросы у европейских авиавластей. Вы выполнили их требования прекратить продажи билетов в те города, на полеты в которые у вас нет назначения?
- Там было две истории. Первая - когда немецкие авиавласти потребовали прекратить продажи билетов в Цюрих через Мемминген по системе Fly&Bus (услуга "Победы", когда пассажиры, долетев до одного города, могут добраться до соседнего на автобусах-экспрессах - ИФ), и оно было выполнено. Но месяц назад авиавласти РФ и Германии внесли в меморандум о взаимопонимании возможность таких продаж, поэтому в ближайшее время билеты до Цюриха мы вернем.
Что касается пожелания австрийских авиавластей, чтобы мы не продавали билеты в Вену ("Победа" везет до Братиславы, откуда предлагает автобус в Австрию - ИФ), мы с уважением относимся к этому пожеланию, но не более того. Мы не летаем в пункты Австрийской Республики, поэтому не видим со своей стороны никаких нарушений.
- Вы недавно получили допуск на рейсы в Ереван, очень скоро отказались от этого направления, а потом объявили о планах летать в соседний Гюмри. Это потому что в ереванском аэропорту вам не дали скидку, а в Гюмри дали?
- Допуск в Ереван мы взяли в надежде, что сможем договориться с собственником аэропорта "Звартноц" о предоставлении нам специальных условий, но этого не произошло. При этом авиавласти Армении предложили нам альтернативный вариант - аэропорт в Гюмри. Он находится в 120 км от Еревана и позиционирует себя как лоукост-аэропорт. Мы переговорили с управляющей компанией и достигли взаимовыгодных условий.
- Какие льготы вам дали?
- Министерство транспорта и связи Армении отменило для пассажиров, прилетающих в Гюмри, так называемый "налог на воздух". Это очень серьезная сумма, в среднем около 20 евро с каждого прилетающего в Армению пассажира идет сразу в государственный бюджет. Плюс стоимость аэропортового и аэродромного обслуживания будет для нас намного ниже.
- Вы отказались от зимних рейсов на юг РФ из-за того, что "БазЭл Аэро" (собственник аэропортов Сочи, Краснодара, Анапы и Геленджика - ИФ) опять же не дал вам скидку. Если на лето не дадут, тоже не полетите?
- У "БазЭла" действовало положение о скидках на полеты из Сочи в регионы России, под которое мы подпадали, в связи с чем планировали весь прошедший летний сезон летать на льготных условиях. Но уже после согласования программы полетов и начала продаж "БазЭл" это положение отменил, и мы отлетали все лето по их обычным тарифам. Но раз никаких скидок мы летом не имеем, то у нас нет никаких обязательств поддерживать аэропорты "БазЭл Аэро" в трудный зимний период. Поэтому мы переставили самолеты на те маршруты, где можем зарабатывать, открыли много новых маршрутов: например, из Ростова в Баку, Тбилиси, из Самары - в Алма-Ату, из Екатеринбурга - в Красноярск.
Что касается будущего летнего сезона - будем смотреть: если рейсы в аэропорты "БазЭл Аэро" будут выгодны даже без скидок, будем летать, если найдем более рентабельные маршруты - значит, выберем их.
- К вам много претензий со стороны Ространснадзора: об отсутствии питания на борту вы, по их мнению, информируете плохо, детей с родителями рассаживаете, за женские рюкзаки заставляете доплачивать и т.д. Наблюдая за судебными тяжбами, как оцениваете свои шансы на победу?
- Мы будем использовать все имеющиеся у нас юридические возможности для обжалования и привлечения внимания к проблеме, которая мешает не только нам, но и другим авиакомпаниям. Проблема в том, что правила воздушных перевозок написаны криво, и интерпретировать их можно по-разному. Конечно, хотелось бы, чтобы правила были ясные и однозначные, авиакомпании и пассажиры должны четко понимать свои права и обязанности.
- Но пока у этих правил будет двоякое прочтение, вы будете зарабатывать на этом?
- Мы не хотим на этом зарабатывать - мы хотим, чтобы пассажиры платили только за те услуги, которыми они пользуются.
- А с журналистами вы судитесь, потому что они пишут о вас неправду или вам не нравится, как о вас пишут?
- Я с огромным уважением отношусь к этой профессии и понимаю, что у всех может быть субъективная оценка. Но бывают случаи, когда мы видим явно заказной характер материала, нас это сильно цепляет. Например, одна журналистка описала свой опыт путешествия с "Победой" как сплошной ужас. Я когда прочитал, поручил провести внутреннюю проверку, благо теперь почти на всех этапах есть видеофиксация - ни один факт не подтвердился.
- А на продажи такие публикации влияют?
- Сильной зависимости положительных или отрицательных публикаций на динамику продаж не вижу. Основной фактор - все-таки уровень тарифа.
- Планируете летать больше по международным маршрутам?
- Мы будем придерживаться планки 15%, поскольку перед нами изначально ставилась задача развивать маршрутную сеть в регионах РФ. У нас большой разлет из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, недавно добавились Ростов, Самара. Мы видим большой неудовлетворенный спрос на полеты между городами-миллионниками без пересадок Москве, стараемся этот пробел устранять.
- Когда вы полетите в Гоа и откуда?
- Мы хотели летать в Гоа из Астрахани и Екатеринбурга, поскольку там есть спрос, и оттуда мы "достаем" нашими самолетами без промежуточной посадки. Но мы первоначально рассматривали эти рейсы не как стратегические, а тактические: Гоа является ближайшим "соседом" Египта по стоимости. И в условиях закрытого авиасообщения с Египтом эти рейсы могли бы стать очень привлекательными для наших пассажиров. Но допуска у нас до сих пор нет, когда получим - непонятно, так что в этом сезоне мы, скорее всего, не успеем. А на следующий сезон, если Египет откроется, рейсы в Гоа будут уже не очень интересными.
- А Египет вы ждете?
- Не ждем, там количество индивидуальных туристов очень мало, поэтому это ниша туроператоров с чартерными перевозками.
- Вы хотели полететь в Стамбул - когда?
- Если нам дадут допуск, мы, конечно, полетим, но не в дорогой, загруженный "Ататюрк", а в "Сабиху Гекчен", второстепенный аэропорт Стамбула с совершенно другими тарифами.
- А к Аланье сохраняете интерес?
- Да, Аланья - очень интересное направление: одно дело лететь туристу в Анталью и три часа трястись в автобусе до отеля, другое - потратить на это максимум 30 минут. По нашей просьбе на ближайших переговорах авиационных властей России и Турции вопрос будет рассмотрен.
- Виталий Ванцев (совладелец аэропорта "Внуково", где базируется "Победа" - ИФ) летом говорил, что договорился с "Победой", "Россией" и "ЮТэйром" о пятилетнем сотрудничестве. Это вы какое-то стратегическое соглашение подписали или о чем речь?
- Могу сказать, что нам очень комфортно работать в этом аэропорту, в том числе потому, что он не загружен. А если и рассматривать какие-то альтернативы "Внуково", то нигде кроме "Шереметьево" и "Домодедово" мы просто не поместимся - настолько большими мы стали. Поэтому в среднесрочной перспективе мы рассматриваем "Внуково" как стратегического партнера, без всяких обязывающих документов.
- То есть относительно аэропорта "Жуковский" ваша позиция не изменилась - без железной дороги он вам не интересен?
- Во-первых, повторюсь, мы в него просто уже не поместимся. Во-вторых, погодные условия в последние дни показали, что до половины наших пассажиров приезжало в аэропорт на аэроэкспрессе.
- А вы сами пробовали добраться до "Жуковского" общественным транспортом?
- Конечно - на электричке до станции "Отдых", дальше добирался на шаттле. Я все стараюсь проверять лично. Дорога у меня заняла 2,5 часа от центра. Я считаю, что это много.
- Вы пока единственный лоукостер в России. Как воспримете появление новых?
- Чем больше конкуренции, тем лучше для пассажира. Лучше и для нас, потому что конкуренция заставляет более эффективно работать. Так что я за появление новых лоукостеров - только что-то пока не видать
Главное | Все новости | Фото | ||||
Полная версия сайта |
Copyright © 1991-2024 Interfax. Все права защищены.
Условия использования информации Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса. Сайт m.interfax.ru (далее – сайт) использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь на сбор и последующую обработку файлов cookie. Дизайн – Motka.ru |