Главное Все новости Фото Полная версия |
Москва. 26 ноября. INTERFAX.RU - Еще недавно главы крупных нефтяных компаний говорили, что ОПЕК перестала играть роль регулятора на мировом рынке. Однако успех сентябрьской встречи министров картеля заставил рынок пересмотреть свои взгляды, впрочем, не развеяв до конца скепсис относительно возможности скоординированного сокращения добычи.
Градус разногласий внутри картеля за прошедший год существенно снизился, во многом из-за смены переговорной позиции (и министра нефти) его неформального лидера - Саудовской Аравии. Однако сможет ли ОПЕК 30 ноября договориться о первом за восемь лет сокращении добычи нефти, будет зависеть во многом и от позиции стран, не входящих в картель. В первую очередь - от России, которая продолжает настаивать на заморозке, а не снижении добычи.
ОПЕК призывает страны, не входящие в организацию, снизить добычу нефти на 500 тыс. баррелей в сутки. Сам картель готов сократить добычу на 1 млн баррелей в сутки (такие рекомендации перед встречей выработал совет экономической комиссии ОПЕК).
Россия - один из основных участников переговорного процесса, ее заинтересованность в достижении консенсуса всегда была неподдельной (недаром, как утверждают источники "Интерфакса" на рынке, именно Москва когда-то выступила посредником в первых контактах чиновников Ирана и Саудовской Аравии на рабочем уровне). При этом РФ сохраняет исходную позицию: базовым вариантом для страны является заморозка добычи на текущих уровнях, неоднократно за последние два месяца говорил министр энергетики Александр Новак. С учетом прогнозируемого роста добычи в 2017 году, заморозка будет равноценна снижению на 200-300 тыс. баррелей в сутки, подчеркивал он. Ограничение добычи будет происходить за счет действующих месторождений, планы по новым месторождениям пересматриваться не будут.
Переговоры о поддержке планов по заморозке нефтедобычи ведутся с несколькими странами, не входящими в ОПЕК, в частности, Казахстаном, Узбекистаном, Мексикой, говорил Александр Новак. По его словам, есть задача вовлечь в процесс как можно больше нефтедобывающих стран, при этом переговоры с одним из крупнейших производителей нефти - США - не ведутся. "Мы настроены позитивно, и, по имеющейся у нас информации, позиции нефтедобывающих стран близки", - отмечал А.Новак на этой неделе.
Оптимальный вариант для России - заморозить добычу на среднем уровне месяца, предшествующего месяцу соглашения, пояснял глава аналитического центра ТЭК Минэнерго Павел Сорокин в ходе телефонной конференции для аналитиков на этой неделе. Он подчеркнул, что считает неверным мнение о готовности России заморозить добычу нефти на пике. "Мы видели некоторый скепсис в апреле (перед переговорами о заморозке в Дохе - ИФ), и я был удивлен комментариям, что Россия готова заморозить добычу на пике. Если вы посмотрите на цифры по добыче, которые есть сейчас, то увидите, что в апреле она была далека от пиковых показателей", - сказал Сорокин.
Россия в октябре-ноябре сохраняет добычу на постсоветских максимумах - 11,2-11,3 млн баррелей в сутки. Даже заморозка Россией добычи на текущем уровне будет означать рост в целом по 2017 году на 200 тыс. баррелей в сутки, отмечают эксперты Международного энергетического агентства (МЭА). Согласно прогнозу Минэкономразвития, заложенному в бюджет, в 2017 году Россия добудет 548 млн тонн нефти (против 544 млн тонн в этом году).
Несмотря на это, сделка на обсуждаемых Россией условиях позволит рынку сбалансироваться быстрее. Основная задача соглашения - убрать избыточные запасы нефти, остальное сделает сам рынок за счет прогнозируемого превышения спроса над предложением. "Для нас и партнеров по ОПЕК цена - это не приоритетный элемент соглашения. В приоритете - сокращение существующих неестественно высоких запасов нефти, которые давят на рынок", - отметил Сорокин.
Если сделки не будет, то балансировка рынка начнется не ранее, чем в конце 2017 года, считают эксперты МЭА.
Россия играет критическую роль в формировании структуры сделки, она заинтересована в укреплении цен на нефть также как и страны ОПЕК, говорил недавно министр энергетики Нигерии Эммануэль Качикву.
Впрочем, именно разногласия внутри картеля, в первую очередь - между Саудовской Аравией и Ираном, стали причиной неудачи переговоров о заморозке добычи в апреле.
На июньской встрече ОПЕК только что назначенный министр нефти Саудовской Аравии Халид аль-Фалих говорил: "Рынок делает работу за нас. Спрос хороший и стабильный, добыча за пределами ОПЕК падает, и мы думаем, что она будет падать еще большими темпами. Цены на нефть будут идти вверх по мере ребалансировки рынка".
К осени риторика государства поменялась, чему способствовали как бюджетный дефицит (в 2015 году он достиг рекордных $98 млрд), так и банальный климатический фактор - летом Саудовская Аравия, где кондиционеры есть даже на остановках общественного транспорта, традиционно выходит на максимальные уровни добычи из-за растущего спроса на электроэнергию.
Пойдя на уступки Ирану, наращивающему добычу нефти после снятия ядерных санкций, а также Нигерии и Ливии, чья добыча пострадала от военных действий, страны ОПЕК в сентябре неожиданно смогли договориться о сокращении добычи до 32,5-33 млн баррелей в сутки (б/с) с рекордного уровня сентября - 33,64 млн б/с. Ожидается, что решение с распределением квот для каждой страны картеля будет утверждено 30 ноября, а в дальнейшем к соглашению присоединятся и страны, не входящие в картель.
Пока не все препятствия на пути нефтяной дипломатии сняты. Ирак потребовал особых условий при сокращении добычи, аргументируя это ведущейся борьбой с террористическими группировками. Кроме того, СМИ стали известны разногласия вокруг уровня добычи для Ирана: ОПЕК предлагает стране ограничить ее 3,9 млн б/с, в то время как Иран намерен выйти на досанкционный уровень - на 100 тыс. б/с больше.
Это заставило рынок усомниться в положительных итогах саммита ОПЕК и оказало давление на нефтяные котировки: Brent после роста до годового максимума $53,73 за баррель в октябре вернулась к снижению (в пятницу североморская нефть торговалась по $48,3 за баррель).
Однако на этой неделе премьер-министр Ирака заявил, что страна готова взять на себя часть нагрузки по сокращению добычи. Ирак предлагает картелю сократить добычу на 900 тыс. б/с, чтобы поддержать цены: рост стоимости нефти на $1 за баррель приносит государству $1 млрд годового дохода.
Таким образом, в фокусе сейчас позиции Ирана и России - они станут решающими для сделки. Картелю в одиночку не удастся снять давление избыточной нефти с рынка, отмечает МЭА.
Если соглашение будет достигнуто, цены на нефть могут вырасти до $60 за баррель, полагает глава МЭА Фатих Бироль. Это приведет к росту предложения, в том числе - сланцевой нефти США, что, в свою очередь, вновь начнет давить на нефтяные котировки в течение девяти-двенадцати месяцев, считает он.
"Любой, кто думает, что в сегодняшней ситуации он или какая-либо страна способны влиять на цены, сумасшедший... Высокие цены на нефть привлекут на рынок еще больше сырья, и ОПЕК продолжит терять свою долю", - заявил в интервью Financial Times экс-министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими, под началом которого ОПЕК проводил политику сохранения доли рынка в ущерб ценам.
С учетом новой энергетической политики США, направленной на независимость от импорта, освободившаяся в результате соглашения ниша действительно может быть занята сланцевой нефтью. Уровень рентабельности производителей сланцевой нефти улучшается, а многие риски, которые считались губительными для сланцевой добычи, не материализовались - компании по-прежнему имеют доступ к финансированию, признает Сорокин.
Однако он уверен, что сланцевая нефть - важный, но не критический фактор для балансировки рынка. Основной потенциал роста добычи имеют ОПЕК, Россия и ряд других стран, не входящих в ОПЕК. Если эти страны не будут наращивать добычу, то прогнозируемый в 2017 году рост спроса на 1,1-1,2 млн баррелей в сутки должен превысить рост предложения.
"Если цены останутся примерно на текущем уровне, то не стоит ожидать быстрой реакции от производителей сланцевой нефти. Мы ожидаем, что при цене от $45 до $50 за баррель сланцевая добыча стабилизуется и, возможно, начнет расти к концу следующего года, добавив 200-300 тыс. баррелей в сутки (то есть, столько, сколько уберет с рынка Россия за счет заморозки добычи - ИФ). Если цена будет $55-60 за баррель, то это будет происходить немного быстрее, но и это будет некритично", - отметил эксперт.
Главное | Все новости | Фото | ||||
Полная версия сайта |
Copyright © 1991-2024 Interfax. Все права защищены.
Условия использования информации Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса. Сайт m.interfax.ru (далее – сайт) использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь на сбор и последующую обработку файлов cookie. Дизайн – Motka.ru |