Главное Все новости Фото Полная версия |
Москва. 20 февраля. INTERFAX.RU - Накануне в столице Германии завершился 67-й Берлинский международный кинофестиваль. Корреспонденты "Интерфакса" посмотрели более пяти десятков из почти четырех сотен фильмов и выбрали любимые.
Конкурсная программа, "Золотой медведь", приз Экуменического жюри, FIPRESCI
Мария — новый инспектор по контролю за качеством мяса на скотобойне, финансовым директором которой работает Эндре. С первого дня Марию считают неприступной снежной королевой, ее не решаются пригласить на кофе, а она и не старается понравиться коллегам. В работе она педантична и неумолима: если в этой туше мяса лишний грамм жира, то оно получает оценку Б, что бы ни ставил предыдущий инспектор. Эндре пытается завести с ней разговор, но получается нелепо. Из-за подозрительного инцидента сотрудников скотобойни отправляют на психологическую проверку. В ходе нее выясняется неимоверное: Эндре и Мария видят одинаковые сны, где представляют себя оленями в зимнем лесу. Сначала они могут сблизиться только в этих снах, потом Мария учится взаимодействовать с Эндре в образе человека. Это трогательно и смешно, потому что она в буквальном смысле тренируется на плюшевых кошках. А в какой-то момент Эньеди, сама того не зная, практически выдает сцену из "Служебного романа", где Верочка учит Людмилу Прокофьевну одеваться и ходить "свободной походкой от бедра". Марии, однако, все же сложнее, чем Людмиле Прокофьевне, потому что у нее, судя по всему, расстройство аутистического спектра.
При съемках фильма пострадали животные (в картине запечатлена работа реальной скотобойни), а на показе случались обмороки, но не во время сцены отрубания коровьей головы. Чтобы не раскрывать сюжетных поворотов, скажем лишь, что кровью в фильме истекают не только звери. Однако не малиновые лужи на кафеле делают фильм одним из самых впечатляющих на Берлинале. Это рассказанная с юмором история о диковинных путях сближения людей и о том, что родственные души существуют.
Конкурсная программа, приз независимого жюри Guild Film Prize
Дженет (Кристин Скотт Томас) добилась поста министра в "теневом кабинете" и по этому поводу позвала в гости свою острую на язык подругу и ее философствующего мужа-немца, друга-банкира и его жену, а также лесбийскую пару, ожидающую тройню. Пока гости подтягиваются, она принимает поздравления по телефону, а ее муж Билл (Тимоти Сполл) отстраненно пьет вино в соседней комнате и слушает пластинки. Вскоре он огорошит собравшихся новостями, которые заставят их сомневаться во всем, что они знали до вечеринки.
Искрометный сценарий Поттер, эстетическая выверенность, отменный актерский ансамбль, стабильный темп и почти никаких провисаний - "Вечеринка" представляется одним из самых цельных произведений конкурсной программы Берлинале. Для россиян "Вечеринка" еще и повод для гордости за соотечественника: оператором фильма стал Алексей Родионов, который работал с Поттер над "Орландо" и которого режиссер превозносит до небес "за манеру съемки, ориентированную на персонаж и его характер". Жаль только, что в российском варианте названия фильма не сохраняется многозначность слова party, потому что, конечно, это лента о значении честности не только в личных отношениях, но и в политике.
Конкурсная программа
Где-то на юге Китая водитель Сяо крадет деньги у местного криминального босса, потому что его девушка сделала неудачную пластическую операцию и требуется еще одна, чтобы все исправить, – без этого свадьбы не будет, а мама на ней настаивает. И вроде дело удалось провернуть, но на сумку с деньгами много претендентов из числа простых жителей города. А пока она меняет своих владельцев, на след Сяо выходит киллер по кличке Тонкокожий.
Работа режиссера Лю Цзяня – единственный анимационный проект в конкурсной программе Берлинале – начинается как типичная криминальная драма, но герои, совершающие странные поступки, и случай, за секунду меняющий расстановку сил, помогают ей выйти за жанровые рамки. К этому стоит добавить отличные диалоги и несколько затейливых визуальных номеров. В результате "Хорошего дня" больше всего своим черным юмором и задором напоминает, как ни странно, ранние работы Квентина Тарантино, и смотреть этот фильм – одно удовольствие.
Конкурсная программа, "Серебряный медведь" лучшей актрисе
Знаменитая актриса Енджи (ее играет южнокорейская звезда Ким Мин-Хи) после отношений с женатым мужчиной решает взять паузу и уезжает в Гамбург. В разговорах со своей старой подругой и прогулках по парку она пытается разобраться в своих чувствах, но, не придя к какому-либо выводу, возвращается в Корею. Там на ужине с друзьями, выпив лишнего, она начинает нападать на присутствующих и резать правду-матку.
Корейский режиссер Хон Сан-су сделал то, что пытаются многие, но почти никому не удается: снял кино, в котором почти нет действия и много не то чтобы очень содержательных разговоров, но к которому подходит определение медитативное, а не скучное. Енджи, пытаясь разобраться в себе и с помощью друзей понять, что теперь делать, все укореняется в своем одиночестве и в один момент обнаруживает себя – да, одной ночью у моря. И если бросать любовника и ехать через полмира случалось не всем, в одиночестве из-за невозможности достичь понимания с окружающими оказывались многие.
Конкурсная программа, "Серебряный медведь" - премия Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве
Инженер на пенсии Янина Душейко живет в небольшой деревне рядом с лесом, преподает английский детям и любит общаться с молодой продавщицей магазина, которую прозвала "Хорошие новости". Однажды пропадают две собаки Янины, а потом мертвыми находят нескольких человек. Все их объединяло увлечение охотой. В деревне начинается расследование. Душейко подозревает, что убийцу среди людей искать нет смысла, ведь это месть животных. В триллере Холланд есть неразвитые линии, но это не слабая работа. Тут можно заметить элементы и из "Твин Пикса", и из "Фарго", и из "Плетеного человека", но картина остается самобытной и поэтому достойной просмотра. Лучше всего — в занесенном снегом доме в лесу.
Panorama Special
Фильм "Заложники" основан на реальных событиях: в 1983 году семеро молодых людей захватили самолет в Грузии, чтобы на нем улететь на Запад. Их мечтам не дано было сбыться: борт был посажен экипажем и после взят штурмом. То, что финал предрешен с самого начала, делает все происходящее на экране удивительно трагичным и вместе с тем значимым: кажется, молодые люди просто слушают западную музыку и купаются в море, но почему-то, когда смотришь на них, щемит сердце. В фильме показывается и жизнь старшего поколения под тоталитарным гнетом, которую молодежь ненавидит. Очевидна и двусмысленность названия: "Заложники" - это не только пассажиры захваченного самолета, это прежде всего мечтающие о свободе молодые люди в СССР. В то же время Гигинеишвили не дает прямых отрицательных оценок и не ругает Советский Союз, что позволяет фильму избежать участи стать агиткой или еще одним выпадом против режима. Благодаря этому на первый план выходит личное: "Заложники" примечательны своей хрупкостью – это юношеский максимализм, мечты о свободе, ради которой молодые люди готовы пойти на все, сам размах их желаний уже предвещает трагичный финал. Смотреть этот фильм так же грустно, как фотографии в молодости тех, кого уже нет.
Panorama Special
Одинокая туристка из Австралии Клэр (до смешения похожая на Кристен Стюарт актриса Тереза Палмер) на пару дней приезжает в Берлин, чтобы погулять и пофотографировать архитектуру времен ГДР. Вроде как план выполнен, и дальше путь лежит в Дрезден, но у Клэр появляется знакомый из числа местных — симпатичный школьный учитель Энди (Макс Римельт). Они гуляют по городу, рассматривают книги по искусству, флиртуют — и вот он уже ведет ее в свою огромную квартиру в полупустой многоэтажке в восточном Берлине. Проснувшись, Клэр обнаруживает себя запертой, слегка паникует, но вернувшийся с работы Энди уверяет, что просто забыл оставить ключ. На второй день история повторяется — и Клэр понимает, что Энди в принципе не намерен ее выпускать.
Этот захватывающий хоррор, попавший на Берлинале прямиком с "Сандэнса", основан на одноименном романе Мелани Джустен. Помимо того, что фильм интересен визуально (берлинский колорит плюс атмосфера закрытого пространства), в нем прорабатываются важные социальные темы, например, положение женщины в западном обществе, эмоциональное и физическое насилие в отношениях и травматическое влияние тоталитарного государства на гражданина.
Panorama Special
"Ты слишком вежливая. Вежливость — тоже форма насилия, но насилия по отношению к самой себе", - говорит титульная героиня по прозвищу Тайгер своей новой знакомой Мэгги, которая стесняется сказать твердое "нет" ухажеру в баре. Мэгги недавно провалила экзамен в полицейскую школу и сейчас учится на частного охранника. Жизнь Тайгер кажется гораздо увлекательнее, и она втягивает Мэгги в свою орбиту. Они используют униформу с надписью security как ключ от всех дверей. Фильм исследует границу, после которой твоя свобода становится насилием по отношению к другим, и иллюстрирует пословицу "В тихом омуте черти водятся". История примет мрачный оборот, но до этого будут уморительные обыски людей в торговом центре, столкновения с наивными туристами в парке Темпельхоф и с претенциозным современным искусством. Трэш и угар, бесстыдное обаяние, злость и энергия, изображение женской дружбы без недоевших штампов — все это есть в картине Ласса, большинство диалогов в которой сымпровизированы.
Panorama Dokumente, специальное упоминание Экуменического жюри
В основе документального "Я вам не негр" воспоминания афроамериканского публициста и борца за права темнокожих Джеймса Болдуина о трех лидерах движения за равные права: Мартине Лютере Кинге, Малколме Х и Медгаре Эверсе. Все трое были знакомы с Болдуином, все трое были младше него, убийство всех троих он пережил. В фильме Рауля Пека есть и фрагменты выступлений самого Болдуина, и героев его рассказа, но скрепляющим повествование элементом становятся именно его воспоминания об этих культовых личностях (их читает Сэмюэл Джексон).
Пек перемежает документальные съемки кадрами протестов в современной Америке, выступлениями в поддержку темнокожих и даже высказываниями нынешнего президента США Дональда Трампа. Умение встроить события в контекст и показать, что они имеют значение именно сейчас, отличает хороший документальный фильм, но "Я вам не негр" оказывается даже большим. Это рассказ об одном из наиболее героических и трагичных периодов в жизни Америки, когда человеческий дух поднялся в полный рост. И вместе с тем это точное и подчас удивительно поэтическое повествование в целом о стране, изменить которую пытался Болдуин (который говорил, что история темнокожих – это история Америки). Видимо, его примеру следуют и авторы фильма.
Программа Generation 14plus
Есть такие фильмы, которые ударяют в голову как шампанское - и хочется петь, танцевать и обниматься. "Фрик-шоу" производит именно такой эффект, несмотря на то, что его главная тема — групповая травля.
Билли Блум (Алекс Лоутер, сыгравший молодого Алана Тьюринга в "Игре в имитацию") воспитывался свободной от предрассудков матерью (Бетт Мидлер), которая принимала его таким, какой он есть. А какой он? Каждый день разный, любит сложносоставные наряды и блестки, парики и театральные атрибуты, за словом в карман не полезет. Однажды Билли вынужден переехать из либерального Коннектикута, где живет мать, в один из так называемых "красных штатов", где большинство жителей поддерживает республиканцев и где живет его отец. Наряды а-ля Бой Джордж и образ невесты зомби вызывают у одноклассников непонимание и ненависть, и Билли жестоко избивают. После выздоровления, вместо того, чтобы стать "как все", Билли решает бороться за звание королевы школьного бала и скоро осознает, что заручился поддержкой школьных меньшинств. Его соперница Линетт (Эбигейл Бреслин), каноническая популярная девочка, ведет против него кампанию, в которой откровенно использует риторику Дональда Трампа. Этот прием был бы пошлым, если бы сценарий не был написан несколько лет назад. Фильм кажется пророческим и от этого вдохновляющим.
Главное | Все новости | Фото | ||||
Полная версия сайта |
Copyright © 1991-2024 Interfax. Все права защищены.
Условия использования информации Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса. Сайт m.interfax.ru (далее – сайт) использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь на сбор и последующую обработку файлов cookie. Дизайн – Motka.ru |