20 октября 2020 года, 12:51

Замглавы Минэнерго: объективных причин для переноса проектов модернизации на фоне COVID не видим


Юрий Маневич рассказал "Интерфаксу" о будущих проектах

Москва. 20 октября. INTERFAX.RU - Российская электроэнергетика оказалась одной из тех отраслей, которая ощутила влияние пандемии коронавируса не только на настоящее - в виде падения спроса на ресурсы после введения ограничений в экономике, - но и на будущее: вирус поставил под вопрос своевременный ввод проектов и позволил форсировать диалог об изменениях в основные программы развития энергорынка.

О том, что ждет проекты модернизации и ВИЭ в ближайшие годы, какими могут быть новые мегастройки и есть ли спрос на новые отечественные турбины большой мощности, в интервью "Интерфаксу" рассказал замглавы Минэнерго РФ Юрий Маневич.

- Пандемия не могла не сказаться в ряде случаев на сроках проектов. В частности, по ВИЭ такая ситуация - представители отрасли обращались к Минэнерго с вопросом о переносах. Есть ли аналогичные задержки сроков по проектам модернизации ТЭС с ближайшим вводом? И если они есть, поддерживаете ли вы сдвиги по времени без штрафов?

- Да, вопрос такой (о сдвиге сроков ввода проектов ВИЭ на фоне пандемии - ИФ) обсуждался. В настоящее время влияние последствий, связанных с пандемией и ограничительными мерами, по нашему мнению, достаточно невелико. Текущие проекты возобновляемой энергетики в целом реализуются в сроки. В то же время опыт реализации большинства предыдущих проектов ВИЭ в отсутствие ограничительных мер показывает, что сроки переноса ввода генерирующего оборудования порой имеют место и основание вне ситуаций, связанных с обострением эпидемиологической обстановки. В связи с чем мы полагаем целесообразным рассматривать отдельно причины и обстоятельства таких просрочек и в индивидуальном порядке точечно принимать решения. Надо понимать, что в каких-то ситуациях причины, о которых говорят компании, объективны, а в каких-то ситуациях, скажу вам прямо, они пытаются использовать ситуацию, связанную с COVID, чтобы добиться для себя улучшения текущих условий.

Например, какая-то компания говорит: "У нас есть сложности с поставкой комплектующих из-за рубежа, с тем, чтобы персонал стабильно выходил на работу и трудился, с тем, чтобы завезти зарубежных специалистов". Мы сравниваем с компаниями-аналогами, и в этих компаниях нам подтверждают, что да, такие проблемы есть и у нас, и, если вы нам дадите дополнительные какие-то льготные условия, мы с удовольствием этим воспользуемся, а если не дадите, мы будем исполнять договорные обязательства. И тогда мы понимаем, что в этой ситуации определенная компания просто пытается заниматься некоторой манипуляцией.

Надо обсуждать с энергетическим сообществом глобально, какие можно инициировать процессы, чтобы создать нормальные условия функционирования субъектов электроэнергетики с тем, чтобы было комфортно и потребителям обязательно. Рынок - это продавцы и покупатели. Мы здесь комплексно все учитываем, общаемся с потребителями, производителями, сбытовыми компаниями и совместно обсуждаем возможные решения. Мы это делаем не только в период пандемии, мы это делаем на регулярной основе.

- Возвращаясь к проектам модернизации ТЭС, много компаний обращались с просьбой им подвинуть вводы модернизированных проектов без штрафов? Там какой объем примерно?

- Вы знаете, массовых таких обращений не было. Обращения были, но объективных обстоятельств, связанных с переносом срока, мы не увидели. Первые вводы по программе модернизации генерирующего оборудования тепловых электростанций запланированы на 2022 год. По оценке Минэнерго, влияние ограничительных мер, вызванных COVID, на сроки реализации программы сведено к минимуму.

Была другая ситуация (влияния пандемии на компании - ИФ), связанная с тем, что у нас были введены неожиданно нерабочие дни. И нам необходимо было в рамках разработанных нормативно-правовых актов эти вопросы учитывать, потому что формула расчета стоимости была взаимоувязана с количеством рабочих дней в месяце. Нам важно было этот момент дорегулировать.

- Если говорить в целом о программе модернизации, на фоне текущего кризиса рассматривается ли возможное изменение ее параметров?

- В соответствии с объективными причинами мы переносили сроки отборов (конкурентный отбор проектов модернизации - "КОММод" - и отбор с использованием российских турбин переносились несколько раз - ИФ). Мы учитывали все обстоятельства, и, если мы видели, что какой-то отбор у нас нуждается в дополнительной проработке, мы сдвигали сроки.

Был подготовлен и сейчас находится в правительстве ряд изменений. Это корректировка коэффициента, определяющего предельные максимальные значения капитальных затрат мероприятий по модернизации турбинного оборудования, предполагающая перевод генерирующего объекта, работающего с использованием паросилового цикла, в работу с использованием парогазового цикла за счет надстройки генерирующего объекта газовой турбиной. Кроме того, речь идет об увеличении установленной квоты для предельного объема отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с применением инновационных газовых турбин одного типоразмера (с 1 тыс. мегаватт до 1 тыс. 200 мегаватт).

Были приняты решения, что в том случае, если по итогам проведения дополнительного отбора проектов модернизации генерирующего оборудования с применением инновационных турбин суммарный объем отобранных проектов составит менее 2 тыс. мегаватт, то по решению правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики могут быть дополнительно отобраны проекты, которые были заявлены собственниками в отбор на 2026 год, но не были отобраны по критерию эффективности.

Ожидаем, что общий "КОММод" на 2026 год с объемом 4 гигаватта и отбор для инновационных газовых турбин объемом до 2 гигаватт будет проведен в декабре 2020. Мы надеемся, что не выйдем за пределы 2020 года.

- То есть переноса на 2021 год вы не ожидаете?

- Мы надеемся, что этого не произойдет, очень надеемся.

- Насколько я понимаю, вы еще рассматривали возможность своеобразного смягчения критерия локализации в "КОМмоде" в том плане, что компании могли бы использовать иностранное оборудование, которые они приобрели давно, но нигде его еще не использовали. Вот это условие вошло в итоговый проект, будет ли такая возможность у компаний? И для каких проектов это актуально, наверняка же это какие-то конкретные истории?

- Мы исходим из того, что каждая ситуация индивидуальна. Если оборудование было закуплено до 2015 года, то, соответственно, оно может быть использовано.

Компании просят правительство поменять ранее определенные правила, но при этом они читали условия отбора и требования по локализации. Если они с этими требованиями согласились и фактически подписались под ними, то почему, когда уже отбор прошел или во время проведения отбора нужно говорить об изменении сроков? Вот эти вещи нужно обсуждать заранее. Чтобы использовать зарубежное оборудование при соответствующих требованиях по локализации, они должны привести очень веские причины.

Наш подход - общие правила для всех. Если есть с точки зрения государственной логики необходимость каким-то образом временно смягчить требования, мы можем это проработать, но, в принципе, если мы будем так часто говорить об этом, то затормозится процесс создания и расширения производства газовых турбин на территории нашей страны. А нам необходимо и чтобы электрические станции строились и модернизировались, и чтобы в России активно развивалось производство турбин. Это очень важно с точки зрения функционирования и развития электроэнергетической отрасли, но мы исходим из того, что и цены на российское оборудование должны быть разумны и конкурентоспособны. Вы же понимаете, что, если мы будем зависеть только от иностранных производителей, у нас могут возникнуть сложности со своевременным вводом энергетических станций, поэтому нужно снижать такую зависимость, поддерживать развитие производства на территории РФ и тем самым усиливать ценовую конкуренцию среди предприятий энергомашиностроения как российских, так и зарубежных.

- А можете пояснить, как появилось это решение о возможности использования ранее закупленных турбин? Не на пустом же месте возникла такая опция. Какая компания просила для себя о такой возможности?

- Вы знаете, запросы были от разных компаний, но запросов часто бывает много, а мы должны рассматривать проблему комплексно и все факторы учитывать. Такой условный пример: в регионе уже есть купленное зарубежное оборудование, есть подтвержденные документы, что это оборудование было куплено до 2015 года, при этом это оборудование компании уже никуда ни продать, ни передать, его можно только где-то использовать. Губернатор понимает, что в регионе нужна электростанция, и если эта станция не будет введена в определенный срок, и "Системный оператор" это подтверждает, то, соответственно, возникают проблемы с точки зрения надежности энергоснабжения в данном регионе.

Для таких вопросов у нас существует правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики, на этой комиссии данный вопрос может быть рассмотрен. Но даже решение правительственной комиссии по развитию электроэнергетики еще не является решением правительства. Все эти решения должны быть очень высокой степени проработки.

Глобально надо понимать, что если мы будем не так детально подходить к данным вопросам и не будем рассматривать это как крайнюю исключительность, то тогда у нас не решится в ближайшие сроки вопрос развития производства отечественных турбин, а нам нужно этот вопрос решить, и как можно быстрее.

- Этот вопрос будет решен вовремя, к первым вводам по модернизации, по вашим ощущениям? Успеют ли у нас создать эту турбину?

- Смотря какой типоразмер, какая мощность. По моей информации, та турбина, которая совместно прорабатывалась "Роснано", "Интер РАО" и "Ростехом" (ГТД-110М - ИФ), уже, в принципе, близка к тому, чтобы скоро оказаться на наших энергетических объектах, она идет впереди. Что касается остальных турбин, других типоразмеров и мощностей, то для компаний, которые этим занимаются, вопрос этот является приоритетным со всех точек зрения.

- Нужно как можно скорее, получается, провести отбор с использованием этих турбин, чтобы наконец-то все в срок успеть?

- Конечно, но для этого мы и запланировали такой специальный пилотный отбор, чтобы была возможность, соответственно, у наших энергомашиностроителей показать свою дееспособность.

- По вашим ощущениям, отберутся эти 2 гигаватта (максимальная квота пилотного отбора - ИФ), то есть не возникнет вот эта ситуация, при которой правкомиссии придется добирать? Есть понимание спроса?

- Мы думаем, что, да, спрос есть. По предварительным заявкам, я подчеркиваю.

- На все 2 гигаватта?

- По предварительным заявкам да.

- По предварительным данным, и ГТД-110, и "Русские газовые турбины", и "Силмаш" - всех производителей мы сможем там увидеть?

- Мы надеемся, что да. Давайте подождем, ждать осталось недолго. Мы надеемся, что нам не придется повторный отбор проводить. Такая вероятность не исключена, но, по нашему мнению, очень мала. Мы беседовали с компаниями, они нам все подтверждают, что у них интерес к отечественному оборудованию есть.

- Не так давно "Совет рынка" освободил от штрафов и согласовал перенос ввода блока на Ленинградской АЭС-2. Ожидаются ли еще переносы атомных проектов? Повлияла ли текущая экономическая ситуация на планы по их вводам?

- По программе ДПМ было заключено 9 договоров по атомным блокам. По 8 блокам "Росэнергоатом" в настоящее время исполняет обязательства в полном объеме. В отношении оставшегося блока №2 Ленинградской АЭС-2 срок ввода несколько раз по инициативе собственника сдвигался, и сейчас это 1 февраля 2021 года.

При этом в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств наблюдательный совет "Совета рынка" дополнительно принял решение о невзыскании неустойки за просрочку начала исполнения обязательств по поставке мощности блока N2 Ленинградской АЭС-2 за февраль и март 2021 года. В этой связи, по нашему мнению, принятых мер достаточно, и предложения по дополнительным переносам Минэнерго не поддерживает.

- Хочу вас спросить про большой проект по развитию Восточного полигона железных дорог. Сколько энергетических мощностей для него потребуется? Каковы будут источники финансирования?

- Прирост нагрузки на объектах РЖД в соответствии с представленными ими данными оценивается примерно в 2,4 ГВт. При этом прогнозируется дополнительный прирост нагрузки прочих крупных промышленных потребителей в зоне влияния Восточного полигона в размере примерно в 1,13 ГВт. Для обеспечения энергоснабжения потребуются как генерация, так и электросетевые объекты.

Предполагается масштабное электросетевое строительство. Более 2000 км линий электропередачи 220-500 кВ, более 2000 МВА трансформаторных мощностей. "Россети" - одна из организаций, на дочерние общества которой будут возложены обязанности по обеспечению внешнего энергоснабжения Восточного полигона. В рамках реализации этих мероприятий Минэнерго изначально планировало два источника финансирования строительства электросетевых объектов, а именно федеральный бюджет и тариф на передачу ФСК (речь не идет о дополнительном росте тарифов, мы говорим об экономически обоснованных тарифах, необходимых в том числе для финансирования инвестпрограммы "ФСК ЕЭС"). Окончательное решение пока не принято, поэтому прорабатываются различные варианты.

В качестве других возможных источников финансирования рассматривается привлечение заемных средств, включая кредитование и размещение инфраструктурных облигаций. Возможные источники погашения возникающей при этом долговой нагрузки сейчас анализируются. В целом дефицит финансирования на строительство объектов электросетевого хозяйства для энергоснабжения Восточного полигона оценивается в сумму порядка 100 млрд рублей.

Кроме того, в рамках проекта внешнего энергоснабжения Восточного полигона одобрено строительство генерирующих мощностей. На совещании под председательством вице-премьера Юрия Борисова одобрен для дальнейших проработок вариант, который теперь носит название базового, включающий в том числе сооружение объекта генерации для покрытия перспективных нагрузок в Бодайбинском районе Иркутской области установленной мощностью до 456 МВт, расширение Нерюнгринской ГРЭС на два энергоблока мощностью 215 МВт каждый, новой ТЭС в пос. Советская Гавань установленной мощностью до 260 МВт, новой ТЭС на юге Приморского края установленной мощностью до 280 МВт.

Мы с РЖД, с коллегами из энергокомпаний, с потенциальными покупателями электроэнергии прорабатываем различные варианты финансирования строительства электроэнергетической инфраструктуры, чтобы минимизировать возможную дополнительную нагрузку на потребителей.

- За счет рынка не рассматривается возможность финансирования?

- Мы рассматриваем комплексно все возможные варианты, но по поводу рынка решения на сегодняшний день нет.

- То есть обсуждается, но решения нет?

- Обсуждается, решение не принято, потому что идет поиск самых разных механизмов финансирования, я их перечислил. Это касается не именно энергетических объектов, это касается всего комплекса вопросов. В рамках этого проекта строятся и другие инфраструктурные объекты - железные дороги, автомобильные дороги и другие объекты транспортной инфраструктуры. И для этого, конечно, рассматриваются различные варианты привлечения финансирования, делается оценка плюсов и минусов.

- Генерация в любом случае потребуется. Для ее строительства будет проводиться конкурс или его поручат какой-то конкретной компании?

- Конечно, конкурсы будут. Но если понятно, что генкомпания поблизости к потребителю владеет территорией, и у нее, соответственно, существуют возможности быстрого и наименее затратного газоснабжения станции или использования какого-то другого вида топлива (просто я исхожу из того, что газ может быть более конкурентоспособным, скорее всего), то понятно, что по ряду составляющих эта компания может предложить более интересные условия на конкурс.

- Когда вопрос с конфигурацией энергетической части проекта будет закрыт?

- Вопрос с конфигурацией закрыт. Решение на уровне правительства приняты. Сейчас мы уже приступили к активной фазе подготовки необходимых нормативно-правовых актов.

- Периодически в СМИ поднимается тема реорганизации "РусГидро". Обсуждается ли сейчас этот вопрос? И какая модель развития компании более целесообразна по мнению Минэнерго? Как относится ведомство к идее, что "РАО ЭС Востока" может стать материнской компанией?

- В настоящее время в Минэнерго не обсуждается вопрос реорганизации "РусГидро", в том числе вопрос организации функционирования "РАО ЭС Востока" в качестве материнской компании. Совсем недавно совет директор "РусГидро" утвердил долгосрочную программу развития группы на 2020-2024 годы, которой не предусмотрено проведение структурных преобразований и реорганизаций. Группа компаний продолжает функционировать в существующей структуре, управляя как гидрогенерирующими, так и другими энергетическими активами.

- Отдельный вопрос есть еще про ТГК-2. Это системообразующая компания для энергетики довольно большого региона, компания изначально с непростой историей, но теперь к сложностям сугубо экономическим могут добавиться проблемы у основного собственника (речь идет о бенефициаре "Совлинка" и "Башхима" Дмитрии Пяткине). Минэнерго не опасается сбоев в работе ТГК-2 на фоне ситуации с БСК, обсуждается ли с владельцами и ее менеджментом вопросы бесперебойного энергоснабжения потребителей?

- Надеемся, что менеджмент компании сможет справиться с текущими сложностями. Мы внимательно следим за развитием ситуации и готовы принимать необходимые решения для обеспечения надежного энергоснабжения потребителей.

Telegram Twitter ВКонтакте WhatsApp Viber E-mail


Читать все новости  



    Главное Все новости Фото    
Полная версия сайта