Главное Все новости Фото Полная версия |
Москва. 1 июня. INTERFAX.RU - Госдума на заседании во вторник приняла в первом чтении законопроект, обязывающий крупные зарубежные IT-компании, работающие с российской аудиторией, открывать полноценные представительства в РФ.
Документом (№1176731-7) предлагается обязать иностранные IT-компании с ежедневной аудиторией в РФ от 500 тысяч человек создавать в России полноценные представительства (филиалы). Они смогут нести ответственность за нарушения технологическими гигантами российского законодательства и взаимодействовать с госструктурами, а также ограничивать распространение в РФ нарушающей российское законодательство информации.
Собственный филиал, отделение или юридическое лицо в России должны будут открыть все зарубежные владельцы сайтов, информационных систем и программ, подпадающие под один из четырех критериев: они распространяют информацию на русском языке или языках народов РФ, ориентированную на россиян рекламу, обрабатывают сведения о пользователях из РФ или получают денежные средства от российских граждан и юрлиц.
Кроме того, такие компании должны будут зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте РКН и использовать его для взаимодействия с государственными органами РФ, а также разместить на своем информационном ресурсе электронную форму для направления обращений российских граждан и организаций, требования к которой устанавливаются Роскомнадзором.
Требования коснутся, в том числе провайдеров хостинга, мессенджеров, операторов рекламных систем и "организаторов распространения информации" в интернете.
При этом подпадающие под инициативу сервисы будут обязаны установить "одну из предлагаемых" Роскомнадзором программ для определения количества пользователей информационным ресурсом из РФ.
Роскомнадзор будет вести на своем сайте специальный перечень "иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети интернет на территории РФ", в котором должны указываться сведения о соблюдении владельцами ресурсов вводимых требований и применяемых в связи с нарушениями санкциях, таких, как запрет на их рекламу и размещение российскими рекламодателями собственной рекламы на ресурсах-нарушителях, запрет на прием и переводы денежных средств.
Для этого в течение суток с момента регистрации личного кабинета владелец ресурса должен будет подать в РКН соответствующее заявление. Также они обязаны передавать по требованию РКН "информацию, необходимую для ведения перечня" в течение 10 дней со дня получения запроса.
По заявлению самого владельца интернет-ресурса он может быть исключен из данного перечня, если в течение трех месяцев его ежесуточная российская аудитория составляла менее 500 тыс. человек. При подобном снижении посещаемости из РФ в течение шести месяцев сведения могут быть исключены Роскомнадзором из перечня без заявления.
Законопроект предусматривает ряд "мер принуждения" к исполнению владельцами иностранных интернет-ресурсов его норм – от информирования российских пользователей о нарушении законодательства до полной блокировки в России.
Информировать россиян о несоблюдении ресурсами законодательства РФ операторы поисковых систем должны будут по требованию Роскомнадзора. Он же определит требования к содержанию таких сообщений. Операторы должны будут начинать и прекращать такое информирование в течение суток с момента получения запроса РКН.
Точно так же поисковиками по запросу ведомства может быть прекращена выдача ресурса на запросы пользователей. Операторы поисковых систем должны начинать или прекращать выполнять данное требование в течение суток со дня его получения.
Большинство "мер понуждения" вступает в силу и прекращается при появлении соответствующих сообщений в перечне иностранных лиц, осуществляющих деятельность в интернете на территории РФ, размещаемом на сайте РКН.
Так, в отношении ресурсов-нарушителей может быть введен и запрет на их рекламу в России и на размещение на данных сервисах рекламы, ориентированной на россиян, независимо от того, кто размещает рекламу.
Кроме того, за нарушения РКН может включить иностранное лицо в перечень "лиц, в пользу которых запрещены переводы и (или) трансграничные переводы денежных средств, в том числе электронных денежных средств, и прием платежей физических и юридических лиц". Таким образом, любым кредитным организациям, платежным агентам, операторам связи и почтовой связи будет запрещено оказывать услуги перевода денежных средств такому иностранному лицу.
Иностранным лицам могут перекрыть и трансграничную передачу персональных данных российских пользователей - в этом случае государственные и муниципальные органы РФ, российские физические и юридические лица будут не вправе передавать им такую информацию.
Последняя из предусмотренных законопроектом санкций - возможность частичной или полной блокировки ресурса-нарушителя на территории РФ в соответствии с п. 5.1 ст. 46 закона "О связи" (126-ФЗ). Роскомнадзор должен начать или прекратить применение соответствующих "технических средств противодействия угрозам" в течение суток с момента принятия такого решения.
Наиболее жесткие "меры понуждения", вводимые законопроектом, РКН сможет применять только в определенных случаях.
Так, запрет на поисковую выдачу ресурсов, сбор и трансграничную передачу персональных данных россиян, частичная и полная блокировка ресурса допустимы, только если иностранное лицо не исполняет требований об открытии российского отделения, регистрации личного кабинета в Роскомнадзоре и размещении форм обратной связи в течение 30 дней с момента получения уведомления от ведомства, а также при неисполнении норм о хранении персональных данных россиян на территории РФ.
Для назначения остальных санкций – информирования пользователей о нарушении российского законодательства, запрета на распространение рекламы ресурсов-нарушителей и размещения рекламы на них, ограничения переводов денежных средств и приема платежей российских физических и юридических лиц – достаточно лишь неисполнения вводимых инициативой норм, дополнительные условия в законопроекте не прописаны.
Законопроект внесен группой членов комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи во главе с председателем Александром Хинштейном, а также сенатором Алексеем Пушковым.
"У зарубежных компаний была возможность пойти по пути саморегулирования. Не пошли. Значит, необходимо законодательное регулирование, в том числе введение соответствующих мер понуждения - экономических, прежде всего", - отметил ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Ранее Хинштейн заявлял, что под действие законопроекта могут подпасть не только поисковики (Google, Bing), соцсети (Facebook, Instagram, TikTok, Twitter), видеохостинги (YouTube, Twitch) и мессенджеры с почтовыми сетями (от Telegram до Gmail), но и провайдеры хостингов (в том числе Amazon), сервисы онлайн-торговли (в частности, Aliexpress, Iherb и Ikea), а также "Википедия". При этом, по словам депутата, законопроект должен быть окончательно принят уже до конца текущей сессии в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина.
На заседание комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи 28 мая для обсуждения инициативы в первом чтении были приглашены все 20 ресурсов, которые могут подпасть под действие предлагаемых норм, однако участие в заседании приняли представители лишь трех из них – Aliexpress, IHerb и "Википедии".
В ходе обсуждения исполнительный директор некоммерческого партнерства "Викимедиа РУ" (управляет российской версией "Википедии") Станислав Козловский выразил опасение, что сообщество может попасть в список НКО-иноагентов, так как существует исключительно на пожертвования пользователей. По той же причине ресурс не имеет средств на исполнение новых требований, в частности, на открытие полноценного представительства в России со штатом сотрудников.
Хинштейн предложил продумать, как ко второму чтению законопроекта "минимизировать сложности" для энциклопедии.
"С одной стороны, правила должны быть для всех, с другой - не хочется создавать сложности для действительно просветительского ресурса", - сказал глава комитета журналистам.
Позднее соавтор законопроекта, депутат Антон Горелкин в своем телеграм-канале сообщил, что "Википедии" в рамках предлагаемых норм "было бы правильно открыть свой кабинет в системе РКН для обмена юридически значимой информацией". Также, по его словам, уже существующее в РФ некоммерческое партнерство не занимается политической деятельностью и не подпадает под действие закона об иноагентах.
Также ранее во вторник Госдума приняла в первом чтении законопроект (1176731-7) депутата Антона Горелкина о создании единой организации Роскомнадзора для измерения российской аудитории медиаресурсов в интернете. Согласно инициативе, внесенные в специальных реестр регулятора интернет-ресурсы будут обязаны передавать указанные данные единому измерителю - самостоятельно либо посредством установки специальной программы. Как сообщил "Интерфаксу" депутат Горелкин, требования коснутся в том числе крупных зарубежных IT-компаний и соцсетей, включая Google, Facebook и Twitter.
Перечень конкретных данных, которые интернет-ресурсы должны будут передавать в уполномоченную организацию РКН, как и порядок их передачи, утвердит правительство РФ. Роскомнадзор же разработает методику подсчета аудитории.
Главное | Все новости | Фото | ||||
Полная версия сайта |
Copyright © 1991-2024 Interfax. Все права защищены.
Условия использования информации Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса. Сайт m.interfax.ru (далее – сайт) использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь на сбор и последующую обработку файлов cookie. Дизайн – Motka.ru |