22 декабря 2021 года, 08:55

Ограничения на вывоз из РФ лесных грузов снизили ж/д погрузку этой продукции

Москва. 22 декабря. INTERFAX.RU - Запреты, ограничивающие вывоз из РФ лесных грузов – как уже действующие, так и вступающие в силу, негативно отразились на перевозках этого вида продукции, пишет в среду "Коммерсантъ".

"За 19 дней декабря (их общая - ИФ) погрузка снижается на 13,5% (1,8 млн тонн), на экспорт – на 36,8% (0,6 млн тонн)", - отмечает газета, ссылаясь на представителя ОАО "Российские железные дороги" (при этом он уточнил, что отправка леса на маршрутах внутри РФ продолжает расти – на 5,1%, до 1,2 млн тонн).

"Началось все с того, что ввоз всех грузов, кроме контейнерных, через пограничные переходы Забайкальск-Маньчжурия и Гродеково-Суйфэньхэ 30 ноября запретил Китай", - напоминает издание. "Образовался затор, РЖД занялись перенаправлением грузов. Через неделю запрет частично сняли, но тяжелая ситуация сохранилась: на 14 декабря на пограничных переходах простаивали 1,2 тыс. вагонов с лесными грузами", - сообщает "Коммерсантъ".

"Одновременно подошло время переориентации грузопотоков из-за вводимых с 1 января ограничений по экспорту. Решение об остановке вывоза необработанного или грубо обработанного леса с 2022 г. принял 30 сентября Владимир Путин. С 1 января экспорт необработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород (дуб, бук, ясень) будет осуществляться только через два железнодорожных пункта пропуска – Люття в Карелии и Хасан в Приморье", - добавляет газета.

В основном, по словам ее источника, проблема остановившихся на границе грузов сейчас касается производителей Дальнего Востока, на которых приходился основной объем экспорта кругляка и слабо обработанных материалов: накануне полного запрета экспорта они старались отправить в Китай максимальные объемы кругляка и другой продукции, на которую со следующего года вводится мораторий.

Крупнейших участников отрасли российский запрет на вывоз кругляка почти не коснулся, однако они пострадали от закрытия пограничных переходов с китайской стороны, замечает издание.

В частности, председатель совета директоров группы "Илим" Захар Смушкин сообщил в интервью "Коммерсанту", также опубликованном в среду, что на границе застряло около 30 тыс. тонн продукции компании. "Есть проблема, которую надо срочно решать. (...) Конечно, мы принимаем меры, чтобы сократить эти объемы. Но вопрос серьезный и осложняется тем, что регулируется на межправительственном уровне", - отметил бизнесмен.

По его словам, "Илим" попросил премьер-министра РФ Михаила Мишустина и руководство РЖД решать эту проблему комплексно. В частности, - "срочно строить инфраструктуру, увеличивать пропускную способность железнодорожных пограничных переходов, может быть, проводить смену грузовых тележек вагонов, чтобы не перегружать вагоны на китайской стороне".

"Надо не только снять острый вопрос, но и сократить риски в будущем. Это крайне важно, ведь с прошлого года резко увеличился угольный экспорт в Китай. А уголь, как и древесину, перевозят в полувагонах, а не контейнерах", - добавил предприниматель.

Вариантов решения проблемы, по мнению Смушкина, "три, но все они плохие".

"Первый: мы производим продукцию и размещаем на складах до разрешения вопроса. Второй – перераспределяем продукцию из Китая на другие направления, в Европу, например, через морские порты, а не по железной дороге. Третий, наихудший, – частично останавливаем производство. Так что надо срочно договариваться на межправительственном уровне", - заявил он, уточнив, что наиболее сложная ситуация у "Илима" в связи с "закрытием Китая" - "по любой (продукции - ИФ), которая не идет в контейнерах, прежде всего, – по целлюлозе".

Директор по логистике Segezha Group Андрей Юдин пояснил "Коммерсанту": на протяжении всего года в компании видят, что сеть "Российских железных дорог" в направлении сухопутных пограничных переходов перегружена.

"Ситуация усугубилась во второй половине года – заявки не согласовываются РЖД в полном объеме. В результате планы по выполнению контрактов рушатся. Приходится экстренно перекраивать логистику, нести дополнительные расходы (на нее - ИФ)", - отметил он.

По словам менеджера, сроки доставки также существенно выросли: "Если раньше мы могли доехать с Сегежи или Онеги до Китая за 30-35 суток, то сейчас срок доставки практически удвоился", - заявил газете Юдин.

В агентстве WhatWood отмечают, что сложная ситуация на пограничных переходах скажется на тысячах экспортеров, которые отправляют грузы в КНР сухопутным транспортом. Эксперты считают, что часть грузов лесопромышленного комплекса можно перенаправить морским путем, хотя это невозможно для сырых пиломатериалов, которые так не перевозят, пишет издание.

Telegram Twitter ВКонтакте WhatsApp Viber E-mail


Читать все новости  



    Главное Все новости Фото    
Полная версия сайта