Главное Все новости Фото Полная версия |
Москва. 5 апреля. INTERFAX.RU - Госдума приняла в первом чтении законопроект о мерах подержки транспортной отрасли в условиях санкций. Правительство снесло законопроект № 98359-8 в парламент в конце марта.
Законопроект снимает ограничение на использование в России временно ввезенных иностранных контейнеров, ограничивает участие иностранных инвесторов в водных грузовых перевозках, временно отменяет весовой и габаритный контроль транспорта, перевозящего продовольствие.
Законопроект расширяет перечень видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности государства. К ним предлагается отнести перевозку морским и внутренним водным транспортом грузов, список которых утвердит правительство. Речь идет о перевозках между местами погрузки и местами выгрузки на территории России или в исключительной экономической зоне, а также о перевозках от места погрузки в России до первого места выгрузки или перегрузки за пределами России.
Перечень грузов в течение 30 дней после принятия правительством решения о внесении законопроекта в Госдуму подготовит правительство.
Поправки предусматривают, что в течение 365 дней после вступления в силу акта правительства, который утвердит перечень грузов, иностранный инвестор, владеющий не менее чем 5% и не более чем 50% голосующих акций юридического лица, осуществляющего перевозки, обязан представить информацию об этом в комиссию правительства по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России.
Если иностранный инвестор (на день вступления в силу акта правительства) владеет более чем 50% акций, то он обязан подать в комиссию ходатайство о согласовании установления контроля, либо произвести отчуждение части принадлежащих ему акций до размера менее чем 50%. В противном случае суд может принять решение о лишении такого иностранного инвестора или такой группы лиц права голоса на общем собрании акционеров.
В пояснительных материалах приводятся данные, согласно которым по состоянию на 18 марта 2022 г. в перечень системообразующих организаций транспортного комплекса включены 6 организаций, осуществляющих деятельность морского грузового транспорта, и 17 организаций, осуществляющих деятельность внутреннего водного грузового транспорта.
Законопроект предлагает отнести к стратегической деятельность, связанную с работой в России автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок (АИС ОВП), что будет предполагать контроль со стороны комиссии по иностранным инвестициям.
В пояснительной записке говорится, что в условиях санкций блокировка доступа для отечественных авиакомпаний к системам бронирования, подконтрольным иностранным государствам, повышает риски дестабилизации пассажирских перевозок.
Ранее сообщалось, что крупнейшие российские авиакомпании, включая группу "Аэрофлот", S7 и "Уральские авиалинии", до июня 2022 года могут заключить договоры с отечественными провайдерами систем бронирования билетов. В настоящее время крупнейшие авиакомпании РФ пользуются услугами в основном иностранных провайдеров: американских Sabre и Navitaire, испанской Amadeus. В 2019 году сообщалось, что Sabre для локализации своих серверов в РФ учредило СП с российским АО "Интегро текнолоджиз".
После введения западных санкций Sabre и Amadeus расторгли дистрибуторские отношения с "Аэрофлотом". Как отмечал ранее "Коммерсантъ", к критическим последствиям это не привело: перевозчик потерял лишь один из многих каналов продажи билетов. Гораздо большую угрозу представляет отключение инвенторных систем, где хранятся все данные о работе авиакомпании.
В России есть две системы бронирования - Leonardo (в числе ее клиентов - Red Wings, "Руслайн", "Ямал", "Ютэйр") и "Онлайн резервейшн систем" (ОРС, им пользуется "Азимут").
Законопроект предлагает снять действующие сейчас ограничения, связанные с использованием для внутренних перевозок иностранных контейнеров, временно ввезенных в Россию.
Сейчас, по закону, временно ввезенные в страну железнодорожные транспортные средства международной перевозки или перевозимые на них контейнеры, могут использоваться для внутренней перевозки по территории России однократно. Законопроект вводит исключение для контейнеров. Контейнеры, перевозимые на временно ввезенных в Россию железнодорожных транспортных средствах, а также контейнеры, перевозимые на морских судах, судах внутреннего водного транспорта и судах смешанного (река-море) плавания, могут использоваться для внутренних перевозок по территории РФ многократно в пределах срока временного ввоза, следует из законопроекта.
В пояснительной записке говорится, что принятие закона позволит обеспечить российский рынок перевозок достаточным количеством контейнеров.
Законопроект позволяет отменить на шесть месяцев 2022 г. проведение весового и габаритного контроля транспортных средств, перевозящих продовольственные товары и товары первой необходимости, на многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП). Как говорится в пояснительной записке, это позволит наладить в максимально короткий срок логистические цепочки с дружественными странами.
Кроме того, законопроект наделяет правительство правом устанавливать особенности открытия пунктов пропуска через государственную границу. В пояснительной записке говорится, что это позволит правительству в 2022 г. по предложению Минтранса принимать решение об открытии пунктов пропуска до завершения его технического оснащения при условии ввода в эксплуатацию морского порта, железнодорожного вокзала, железнодорожной линии, на которой расположена железнодорожная станция. "Принятие проекта федерального закона позволит обеспечить увеличение грузооборота со странами, которые не ведут санкционную политику в отношении РФ", - говорится в пояснительной записке. Там приводится в пример железнодорожный пункт пропуска Нижнеленинское (сопредельный с пунктом Тунцзян в Китае), открытие которого позволит обеспечить грузооборот насыпных грузов через мостовой переход в объеме более 6 млн тонн в год.
Правительство получает право определять особенности исполнения договоров лизинга судов морских судов, судов внутреннего водного транспорта или судов смешанного (река-море) плавания, что позволит избежать их ареста в случае включения лизингодателей в санкционные списки.
В пояснительных материалах к принятому в первом чтении законопроекту напоминается, что лизинговая схема в последнее время была одной из наиболее эффективных схем обеспечения строительства морских и речных судов, которую российские судовладельцы использовали с привлечением отечественных государственных лизинговых компаний. Всего по такой схеме построено более 300 судов. На сегодняшний день в общем объеме судостроительных заказов в России (за счет внебюджетных источников) договоры лизинга составляют около 80%. В частности, за последние годы большинство судов (около 100 судов) построены на российских верфях при участии российских лизинговых компаний.
"Лизингодатели (лизинговые компании), связанные с государством, включаются в санкционные списки западных стран. В соответствии с законодательством формально лизингодатель является собственником судна и судно может быть подвергнуто задержанию (аресту) в иностранном порту. Такие случаи уже имеют место. Арест судов грозит большими потерями как для лизинговых компаний, так для судовладельцев", - говорится в пояснительной записке.
По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит избежать рисков ареста судов за рубежом по признакам формальной собственности.
В случае принятия закон вступит в силу со дня опубликования.
Главное | Все новости | Фото | ||||
Полная версия сайта |
Copyright © 1991-2024 Interfax. Все права защищены.
Условия использования информации Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса. Сайт m.interfax.ru (далее – сайт) использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь на сбор и последующую обработку файлов cookie. Дизайн – Motka.ru |