11 апреля 2022 года, 10:43

Евросоюз закрывает свои порты для судов под флагом РФ. Обзор

Москва. 11 апреля. INTERFAX.RU - Евросоюз в рамках пятого пакета санкций в отношении России после 16 апреля закрывает свои порты для захода судов под флагом РФ, говорится в официальной публикации ЕС. Под запрет также попадают суда, сменившие флаг РФ или регистрацию после 24 февраля.

При этом запрет содержит ряд существенных исключений: ограничения не распространяются на суда, осуществляющие перевозку сельскохозяйственной и пищевой продукции, энергоносителей, а также фармакологических и гуманитарных грузов.

Капля в море?

Российские суда условно можно разделить на три категории - контролируемые российскими судовладельцами, под флагом РФ и перевозящие российские грузы.

По оценкам участников рынка, доля грузов, перевозимых судами под флагом РФ в грузообороте российских морских портов составляет порядка 2%, доля грузов, перевозимых российскими судовладельцами (включая суда под флагом РФ) - порядка 10-15%.

В морских портах РФ в 2021 году было перевалено 835 млн т грузов. Доля экспортных грузов составляет 79,1% от общего грузооборота портов, импортных - 4,9%, транзитных - 7,7%, каботажных - 8,3%.

Подавляющий объем экспортных российских грузов, проходящих через морские порты РФ, вывозится судами под иностранным флагом. По расчетам "Морцентр-ТЭК", в 2021 доля перевозок нефти и нефтепродуктов судами под флагом РФ составила 7% от общего объема морской экспортной перевалки в этом сегменте, угля и кокса - 11,9%, зерна - 23,74%, сжиженного газа - 0,27%, черных и цветных металлов - 19,51%, грузов в контейнерах -- 0,7%.

Не обошлось без лизинга

Под санкции Евросоюза также попала она из крупнейших лизинговых компаний РФ - АО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК, единственный акционер компании - РФ в лице Минтранса). Водный транспорт в структуре лизингового портфеля компании занимает 28%, говорится на сайте ГТЛК. На конец 2021 года во флоте ГТЛК находилось порядка 200 морских и речных судов (не только российских судовладельцев).

ГТЛК 9 апреля сообщила, что на фоне введённых санкций сконцентрируется на проектах в РФ и в дружественных странах. Одним из ключевых проектов компании в РФ является строительство морского угольного терминала Лавна в Мурманской области, где ГТЛК выступает концессионером проекта.

Шлейф токсичности

По мнению участников судоходного рынка, введенные санкции необходимо рассматривать вкупе с другими проблемами в иностранных портах. Если бы санкции исполнялись буквально, то это оказало бы влияние на ограниченный сегмент рынка, полагают они. Однако проблема в том, что любые санкции трактуются максимально широко, и российские суда уже стали "токсичными" в европейских портах.

По словам собеседников агентства, речь идет не только о рынке фрахтования, перестраховываются все: судовые агенты опасаются предоставлять запчасти, есть проблемы со снабжением судов, бункеровка осуществляется только по полной предоплате (проход платежа может занять до двух недель). Под давлением общественного мнения грузчики отказываются работать с российскими грузами, активизировались экологические организации.

На рынке грузовладельцев пока преобладает позиция "продать побыстрее", и неважно, каким флотом будет вывезен груз, говорят собеседники агентства. В любом случае, говорят участники рынка, глобальный рынок морских перевозок не ограничивается Европой. Грузовладельцы изучают возможность перенаправления потоков в страны АТР, альтернативным ближайшим хабом может стать Турция, а какой-то объем экспорта останется на внутреннем рынке.

Telegram Twitter ВКонтакте WhatsApp Viber E-mail


Читать все новости  



    Главное Все новости Фото    
Полная версия сайта