Главное Все новости Фото Полная версия |
Москва. 19 мая. INTERFAX.RU - Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил исправить законопроект о внешнем управлении в организациях с "недружественным" иностранным участием, уточнив критерии для перехвата управления, полномочия внешней администрации, а также права и обязанности такой организации и ее контрагентов. Без этого текущая редакция проекта создает риск конфликта интересов в деятельности внешней администрации, а также предпосылки для злоупотреблений, считает РСПП.
Союз направил министру экономического развития Максиму Решетникову многостраничные замечания к законопроекту (№104796-8), который в середине апреля внесла в Госдуму группа депутатов-единороссов. "Интерфакс" ознакомился с предложениями РСПП.
Законопроект допускает по решению суда введение внешней администрации в российских организациях с участием иностранных компаний, которые после 24 февраля 2022 года "в отсутствие для этого очевидных экономических оснований" заявили о прекращении деятельности в РФ, или передачу активов таких "недружественных" иностранцев в доверительное управление. Обязательное условие - "недружественным" иностранцам принадлежит не менее 25% в российской организации.
Представители бизнеса критикуют проект за нечеткость критериев, при соблюдении которых российская дочерняя организация иностранной компании рискует оказаться под внешним управлением. "Бизнес должен заранее понимать потенциальную вероятность введения в отношении организации внешней администрации, однако законопроект необходимой ясности не дает", - говорится в замечаниях РСПП. С аналогичной критикой ранее выступило правовое управление Госдумы.
В законопроекте прямо названы семь критериев, при соответствии которым в организации с иноучастием может вводиться внешняя администрация. Например, это производители социально значимых и товаров первой необходимости, в том числе с регулируемыми государством ценами. Однако это не закрытый перечень - созданная при Минэкономразвития межведомственной комиссии, по проекту, вправе настоять на введении внешней администрации и в любой другой организации.
"(Это) позволяет применить механизм введения внешней администрации в отношении любой организации, в том числе полностью российской, которая приостановила свою деятельность не из-за политизированной позиции собственников, а ввиду необходимости восстановить нарушенные логистические цепочки, осуществить реструктуризацию производства, провести импортозамещение оборудования", - опасается РСПП. По его мнению, это подрывает уверенность в стабильности гарантий прав собственности, что может негативно повлиять на предпринимательский климат.
Предлагает РСПП отказаться и от использования экономических критериев при принятии решения о перехвате управления, так как они могут быть вызваны объективными причинами, например сокращением спроса или отсутствием комплектующих из-за нарушения поставок. В этой связи союз предлагает исключить из проекта норму о том, что введение внешнего управления возможно в случае прекращения или сокращения экономической активности, повлекшей падение выручки за три полных месяца не менее чем на 30% по сравнению с предшествующим периодом или таким же показателем за аналогичный период предшествующего года.
РСПП также продолжает настаивать на повышении с 25% до 50% уровня владения иностранным лицом в уставном капитале российской организации, который необходим для назначения внешней администрации. По мнению союза, владение долей в уставном капитале менее 50% как правило не позволяет участнику заблокировать хозяйственную деятельность организации.
Функции внешней администрации, по проекту, будет выполнять госкорпорация "ВЭБ.РФ" или иная структура. РСПП, в свою очередь, предлагает разрешить, чтобы в качестве внешней администрации могли выступать российские совладельцы передаваемых под внешнее управление активов, если эти совладельцы не связанны с недружественными странами. "Они лучше всего осведомлены о состоянии дел в компании и могут максимально быстро приступить к операционному управлению", - объясняет РСПП. При этом доля российских совладельцев, которым, по мнению союза, стоит позволить выступать в этой роли, должна превышать 25%.
Проект также устанавливает, что переданные под российское управление активы иностранцев могут дать проданы, при этом у организации, осуществляющей внешнее управление, будет преимущественное право покупки. РСПП считает, что это неверный подход, нарушающий конкуренцию на торгах, поскольку внешняя администрация заведомо лучше осведомлена о положении дел в продаваемой организации.
"Из-за очевидного конфликта интересов возникает риск проявления злоупотреблений со стороны данного лица", - полагает РСПП. Более оправданным ему представляется подход, при котором преимущественное право будет предоставляться российским совладельцам с долей от 25%. Правда, РСПП в своих замечаниях не уточняет, должен ли такой совладелец получить преимущество на торгах, если в случае реализации другого предложения союза его выберут в качестве внешнего управленца.
Не согласен РСПП и с нормой, запрещающей контрагентам организаций, в которых введена внешняя администрация, в одностороннем порядке отказываться от договоров с ней, либо требовать их корректировки. Союз называет "недопустимым" вмешиваться в договорные отношения, принуждая контрагента сохранять параметры сделки, которые "в связи с экономической турбулентностью могли утратить актуальность".
"Договор, стороной которого на момент его заключения являлась компания с иностранным участием, при введении внешней администрации может в значительной мере утратить экономическую привлекательность для другой стороны", - поясняет РСПП.
Законопроект устанавливает, что для организаций в РФ, которые принадлежат иностранным компаниям, но переданы под российское внешнее управление, на это время вводится мораторий на банкротства по требованию кредиторов и взыскания. Однако для налоговых органов сделано исключение – они могут подавать заявления о признании должника несостоятельным.
РСПП против такого подхода. Союз называет его "дискриминационным", поскольку частные лица в отличие от государства в лице налоговых органов не смогут инициировать банкротство организации, находящейся под внешним управлением. Более того, считает РСПП, сам мораторий существенно усложнит работу такой организации, так как банки будут либо отказывать ей в предоставлении кредитов, либо станут выдавать их по высоким ставкам, а контрагенты – требовать 100%-ю предоплату за свои товары и услуги.
Главное | Все новости | Фото | ||||
Полная версия сайта |
Copyright © 1991-2024 Interfax. Все права защищены.
Условия использования информации Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса. Сайт m.interfax.ru (далее – сайт) использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь на сбор и последующую обработку файлов cookie. Дизайн – Motka.ru |