28 ноября 2025 года, 18:29

Президент подписал закон о поддержке модернизации НПЗ и о топливном демпфере

Москва. 28 ноября. INTERFAX.RU - Президент Владимир Путин подписал закон, которым внесены поправки в Налоговый кодекс, предполагающие меры поддержки модернизации нефтеперерабатывающих заводов и корректировку топливного демпфера. Соответствующий документ размещен на сайте официальной публикации правовых актов.

Поддержка модернизации НПЗ

Так, закон предусматривает возможность заключения новых инвестиционных соглашений о модернизации нефтеперерабатывающих заводов с выплатой инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефть (повышающий коэффициент 1,3 в формуле обратного акциза). Этими же поправками даются послабления по действующим соглашениям модернизации дальневосточных НПЗ.

Также этими поправками увеличиваются в 2026 году выплаты обратного акциза компаниям, не успевающим завершить модернизацию НПЗ по инвестиционным соглашениям с Минэнерго, предполагающим обеспечение выпуска бензина класса 5 в объеме не менее 10% от уровня переработанной нефти.

В 2018 году был введен механизм "обратного акциза на нефтяное сырье", который стимулирует компании к дальнейшей модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, изначально запущенной еще в 2011 году. Начиная с 2019 года появилось два типа контрактов: соглашения о модернизации и инвестиционные соглашения.

В 2019 году Минэнерго России заключило 11 соглашений о модернизации НПЗ, два из которых в дальнейшем были расторгнуты. Соглашения давали право на возврат акциза на нефтяное сырье при выполнении одного из двух условий: производство бензина класса 5 в объеме не менее 10% от объема переработки или инвестирование с 1 июля 2014 года по 1 января 2026 года не менее 60 млрд рублей.

В 2021 году были подписаны инвестиционные соглашения, которые давали право на инвестиционную надбавку к обратному акцизу в размере 30% (Кинв) за вычетом регионального коэффициента (Крег) также при выполнении соглашений, предполагающих инвестирование определенной суммы в модернизацию НПЗ.

Новые инвестсоглашения по модернизации предлагается заключить с 1 января по 30 сентября 2026 года. Инвестнадбавку по новому соглашению предлагается платить с 1-го числа квартала, в котором заключено соглашение, но не раньше 1-го числа месяца, в котором сумма накопленных затрат инвестора достигнет 3 млрд рублей. Выплата инвестнадбавки заканчивается, когда сумма всех перечислений по ней за предыдущие периоды превысит с учетом выданных авансов сумму фактически оплаченных с 1 января 2025 года налогоплательщиком затрат, но не позднее 2036 года.

Этими же поправками предлагается сделать послабление для уже заключенных соглашений по модернизации в Дальневосточном федеральном округе, такие проекты теперь не перестанут получать инвестнадбавку, если она превысила сумму вложенных инвестиций. По действующему законодательству НПЗ лишается выплаты инвестнадбавки в 2025-2028 (либо 2026-2028-х) годах, если сумма его затрат оказалась меньше 50 млрд рублей (30 млрд рублей), умноженной на Дфин (коэффициент, характеризующий долю компании в финансировании инвестиционного соглашения), либо меньше всей суммы инвестнадбавки за предшествующие налоговые периоды.

Новое инвестсоглашение не может заключить завод, уже заключивший инвестсоглашение с Минэнерго о модернизации мощностей. Исключением является случай, если НПЗ исполнил инвестсоглашение, предполагающее доведение производства бензинов класса 5 до не менее 10% от переработки, или если инвестировал не менее 60 млрд рублей в создание мощностей, вводимых в эксплуатацию с июля 2014 года по 1 января 2026 года.

По предложению Минэнерго в 2026 году повышаются выплаты обратного акциза компаниям, не успевающим завершить модернизацию (с условием доведения выпуска бензина до 10% переработки). По действующему законодательству, если компания не успела достичь поставленной цели, обратный акциз платится ей не полностью: в 2026 году - 66% от акциза, в 2027 - 33%. Если же модернизация завершается, обратный акциз платится полностью. Поправками предлагается в 2026 году увеличить коэффициент, по которому рассчитывается обратный акциз, до 85%.

Как сообщали ранее источники "Интерфакса", знакомые с обсуждениями, этой мерой ведомства хотят поддержать НПЗ, которые не успевают завершить модернизацию, в основном речь идет о заводах на юге России.

Корректировка топливного демфпера

Также закон продлевает корректировку демпфера по бензинам до 2029 года с учетом дисконта Urals к Brent. Кроме того, задним числом, с сентября 2025 года, повышается предельный порог отклонения в цене топлива от индикативной цены на 10 п.п. А также вводится семимесячный мораторий - с октября по апрель 2026 года - на обнуление демпферных выплат нефтяным компаниям при росте биржевых цен на топливо выше определенного уровня.

Продлевается на 2027 и 2028 годы действие специального коэффициента (ВСПР), который позволял снижать выплаты нефтяникам из бюджета по топливному демпферу. Как говорил "Интерфаксу" источник, знакомый с материалами к проекту федерального бюджета, предполагаемые дополнительные доходы бюджета в 2027 г. от продления механизма составят 422 млрд 804,6 млн рублей, а в 2028 г. - 493 млрд 052 млн рублей. ВСПР - это встроенный в формулу демпфера учет дисконта Urals к Brent.

Механизм ценового дифференциала при расчете выплат нефтяным компаниям был одобрен Госдумой в июле 2022 года (законопроект N136059-8) и начал действовать 1 сентября 2022 г. Корректировка приближала индикативную экспортную цену на бензин в формуле демпфера к реальной стоимости российского бензина в Европе. То есть из средней стоимости бензина в Европе стал вычитаться средний за месяц дисконт в цене нефти Urals относительно Brent.

В дальнейшем, в 2023 и 2025 годах, параметры ВСПР уточнялись, однако сам механизм корректировки демпфера предлагалось отменить с 2027 года.

Одновременно подготовленные Минфином поправки предусматривают установление на 2028 год условных значений средних оптовых цен на моторное топливо, которые будут использоваться при расчете демпфирующей компоненты акциза на нефтяное сырье, направляемое на переработку, что даст бюджету дополнительно 116 млрд рублей в 2028 году.

Также с сентября диапазон отклонения цены бензина от индикативной на 10 п.п., что определяет уровень, после которого обнуляются выплаты нефтяным компаниям по демпферу, будет повышен до 20% по бензину и до 30% по дизтопливу. Эта мера позволит нефтяным компаниям получить выплаты за сентябрь, поскольку фактические цены на бирже в сентябре оказались у верхнего предела.

Кроме того, законопроектом устанавливается семимесячный мораторий - с октября по апрель 2026 года включительно - на обнуление демпферных выплат нефтяным компаниями при росте биржевых цен на топливо выше определенного уровня. Ранее такая мера была введена указом президента.

Бюджет выплачивает демпфер как субсидию нефтяным компаниям, чтобы те сдерживали внутренние цены на топливо при высоких экспортных нетбэках. Но если оптовые цены в России слишком сильно растут и в среднем за месяц отклоняются от установленных в Налоговом кодексе цен (более чем на 10% по бензину и 20% - по ДТ), то демпфер за этот месяц не выплачивается.

Такая ситуация возникала уже дважды. В разгар ценового кризиса на топливном рынке в сентябре 2023 года нефтяники не получили из бюджета выплаты по демпферу из-за высоких биржевых цен и на бензин, и на ДТ. А по итогам августа 2025 года они остались без бензинового демпфера.

Telegram Twitter ВКонтакте WhatsApp Viber E-mail


Читать все новости  



    Главное Все новости Фото    
Полная версия сайта