Главное Все новости Фото Полная версия |
Фото: ТАСС, Евгений Курсков |
Москва. 4 декабря. INTERFAX.RU - Пряник, кнут, пряник. Таково вкратце содержание трех последних посланий президента по теме деофшоризации, которая неизменно остается на острие экономической повестки, невзирая на тектонические сдвиги в геополитике.
Впервые деофшоризация была объявлена государственным приоритетом в президентском послании 2012 года. Тогда глава государства признал, что выбор юрисдикции не в пользу России - это не злой умысел бизнеса, а свидетельство недостатков этой юрисдикции, и призвал "исправлять собственные недоработки".
Однако гуманный принцип "подправить в самой консерватории" быстрого эффекта, что неудивительно, не дал. Сделать российскую юрисдикцию привлекательной в короткие сроки не удалось, отток капитала продолжал ускоряться - и спустя год "пряник" сменился "кнутом".
"Прямо скажу - результаты пока малозаметны (…) Поскольку ничего как следует не сделано в этой сфере за год, у меня есть предложения", - сказал Владимир Путин в минувшем декабре. Затем он изложил суть нескольких законопроектов, призванных нести деофшоризацию в бизнес-массы через инструменты госзакупок, бюджетного финансирования, налогообложения.
Оценивать итоги деофшоризации за прошедший год затруднительно: слишком сильно все с тех пор изменилось, ситуацию теперь формируют такие факторы, которые совсем недавно никто и представить не мог. Не было такой оценки и в речи президента: в отличие от прошлогоднего послания, о низких темпах деофшоризации Путин говорить не стал. Напротив, предложил бизнесу новый пряник - амнистию для офшорных капиталов.
О содействии легализации доходов, полученных любым путем
"Предлагаю провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию, - именно полную", - заявил Путин в Послании Федеральному Собранию в четверг. Фактически президент дал гарантию, что "органы" любых мастей не будут интересоваться происхождением репатриированного капитала.
"И конечно, нужно разъяснить для людей, которые должны принять соответствующие решения, что это значит - полная амнистия. Это значит, что если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твёрдые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе и правоохранительным, трясти его там и тут. Не спросят об источниках и способах получения капиталов, что он не столкнётся с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов", - сказал президент.
"Все мы понимаем, что происхождение денег разное, по-разному они заработаны и получены. Но, убеждён, нам нужно окончательно закрыть, перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики и нашей страны. Это очень важно и нужно сделать", - добавил Путин. Когда "офшорная амнистия" будет реализована, президент не сказал, но подчеркнул, что она будет однократной.
Идея амнистии для капитала возникла не сегодня, в последние годы она периодически обсуждалась на правительственном уровне. Еще в апреле 2013 года глава Минфина Антон Силуанов оценивал ее перспективы скептически, но не высказывался категорически против.
"Последние амнистии, которые проводились на моем веку, каких-то результатов серьезных не давали (первая "налоговая амнистия" в РФ прошла в 2007 году, она распространялась на физлиц, которым разрешалось уплатить 13% от доходов, полученных до 2006 года и не задекларированных; впоследствии амнистия была оценена правительством как не слишком удачная - ИФ). Это предложение надо обсудить, но я не вижу здесь каких-то оснований, что новая амнистия нам что-то принесет", - говорил он.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов тогда заявил, что правительство готово обсуждать возможность "амнистии капитала", но при этом оговорился: "Нельзя на этом фоне порождать ощущение несправедливости. Мы не должны создавать более хорошие условия для тех, кто не вернул капитал, ведь есть те, кто честно все эти годы платил налоги".
Зато своя
Первый аргумент в пользу российской юрисдикции - то, что она российская. "Рассчитываю, что после известных кипрских событий, нынешней санкционной кампании наш бизнес, наконец, понял, что за рубежом его интересы ни во что не ставят, а то и вовсе могут ободрать как липку. И что лучшая гарантия - это национальная юрисдикция, даже при всех её проблемах", - сказал президент.
То, что проблемы действительно есть, иллюстрирует отток капитала. В уходящем 2014 году он, по оценке Минэкономразвития, составит $125 млрд. Это примерно вдвое больше 2013 года и близко к рекордному показателю ($134 млрд), зафиксированному в кризисном 2008 году, когда прогресс в рейтинге Doing Business еще не был национальной задачей.
"Мы эти проблемы последовательно продолжим решать. Вместе с бизнесом, конечно. Россия уже значительно продвинулась в улучшении делового климата. На федеральном уровне в основном сформирована новая законодательная база. Сейчас важно перенести акцент на качество правоприменения, в партнёрстве с бизнесом содействовать распространению так называемых лучших практик в регионах", - напутствовал чиновников президент.
Когда тебе предлагают сдаться, гарантируя безопасность, все зависит от веры в надежность этой гарантии. "Проблема в том, что у нас из любых правил бывают исключения. Есть, к примеру, многократно повторенный тезис о незыблемости итогов приватизации, и есть история с "Башнефтью". Такое вот небольшое исключение. Кто-то, наверное, готов взять на себя такой риск, попасть под "исключение", а кто-то - нет", - прокомментировал "Интерфаксу" идею амнистии крупный российский предприниматель.
О тех же рисках говорит и сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян, который, впрочем, оценивает перспективы президентской инициативы оптимистично.
"Стоит помнить, что амнистии в нашей стране несколько раз уже проходили, и большая часть из них была сравнительно неэффективной. Это было следствием того, что сохранялись риски для предпринимателей, которые осуществляли возврат ранее вывезенных средств. Сейчас президентом сказаны слова, которые подразумевают, что таких рисков не будет. Но как на практике, в какие конкретно решения, документы это будет облечено и сохранится ли там возможность дальнейшего преследования после амнистирования, это надо смотреть - послание президента никогда не содержит деталей, применительно к подобным вещам. Но настрой очень хороший, вдохновляющий. Шансы, что в этом раз ситуация с той же амнистией будет другая - есть", - сказал Данилов-Данильян.
"Идея налоговой и юридической амнистии капитала при условии его возращения из офшоров привлекательна, в основном, для "грязных денег"; едва ли она будет способствовать масштабному притоку капитала без улучшения экономической обстановки", - скептична главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Прислушаются ли бизнесмены и чиновники к призыву репатриировать капитал, поверят ли обещаниям не задавать лишних вопросов - станет понятно довольно скоро. Если не прислушаются, график "пряник-кнут-пряник" через год может получить логическое продолжение.
Главное | Все новости | Фото | ||||
Полная версия сайта |
Copyright © 1991-2024 Interfax. Все права защищены.
Условия использования информации Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса. Сайт m.interfax.ru (далее – сайт) использует файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь на сбор и последующую обработку файлов cookie. Дизайн – Motka.ru |